Статья представляет обзор зарубежных исследований последнего десятилетия, посвященный взаимосвязи управляющих функций (УФ) и творческих способностей в дифференциально-психологической перспективе. Рассмотрены такие УФ как обновление, торможение, переключение. Ключевые исследовательские вопросы здесь касаются непосредственного вклада УФ в творческие способности, а также их опосредующей роли во взаимосвязи творческих способностей и интеллекта. Центральное место отведено исследованиям, выполненным с применением метода моделирования структурными уравнениями. Раскрываются следующие темы: 1) соотношение УФ и дивергентной продуктивности (на взрослых популяциях); 2) соотношение УФ и конвергентной продуктивности (на материале малых творческих (инсайтных) задач и задач на отдаленное ассоциирование - на взрослых популяциях); а также 3) специфика соотношения УФ и творческих способностей в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются теоретические контексты обсуждения полученных результатов для дивергентной и конвергентной продуктивности. Обозначаются методические проблемы в измерении УФ и творческих способностей. Подчеркивается прикладное значение описываемых результатов.
ЦИТАТА
Белова, С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований / С.С. Белова // Современная зарубежная психология. – 2021. – Т. 10. – № 4. – С. 44-54
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подх...
Проблема соотношения внимания и креативности стала классической для психологии творчества, но ее эмпирическая проработка в дифференциально-психологическом плане не завершена. В данном исследовании выд...
Статья посвящена разработке методических средств оценки когнитивного ресурса. Описаны основные подходы к изучению психологических ресурсов человека, при этом дифференцирован подход к изучению когнитив...
New approaches proposed by Vladimir Druzhinin to the analysis of the nature of general cognitive abilities are analyzed. They include the concept of cognitive resource, the intelligence range model an...