АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются истории и современные методы создания и применения интерактивных исследовательских объектов и миров, которые способствуют проявлению любознательности у человека, при этом для их освоения и достижения практических результатов требуются исследования и эксперименты. Разработка, использование и демонстрация разнообразных исследовательских объектов (игровых, образовательных, психодиагностических и др.) в различных сферах жизни отражают все более распространенное представление о том, что одна из основных способностей человека, которая необходима сегодня и окажется востребованной в будущем, - это способность совладания с новизной, в том числе посредством активных исследований и экспериментов. Определены пять взаимосвязанных направлений развития и популяризации исследовательских объектов: наука, образование,инструменты оценивания, игровые практики, а также литература, искусство, официальная и неофициальная журналистика. Обсуждаются особенности специально разработанных интерактивных исследовательских объектов и миров в контексте подготовки к столкновению с новизной и сложностью. Представлен треугольник тестов интеллекта, креативностии исследовательского поведения в пространстве «регламентированность - свобода».Описаны два типа мотивационных проблем, возникающих при исследовании новых объектов: исследование ради самого процесса познания и исследование ради желаемых практических результатов. Возникает вопрос об особенностях исследовательских объектов,стимулирующих постановку и решение эпистемических, а не прагматических задач, и наоборот. В заключении сформулированы возможные причины массового развития и реализации исследовательских объектов и миров.
ЦИТАТА
Poddiakov, A.N. Interactive Exploratory Objects: From LaboratoryExperiments to Mass Practices of the XXI Century / A.N. Poddiakov, N.N. Poddiakov. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – № 4. – С. 656-674