АННОТАЦИЯ
Проблема соотношения внимания и креативности стала классической для психологии творчества, но ее эмпирическая проработка в дифференциально-психологическом плане не завершена. В данном исследовании выдвигаются гипотезы о положительной связи между управляющими функциями и продуктивностью в решении вербальных конвергентных задач. У участников измерялись управляющие функции (обновление, переключение, тормозный контроль; бдительность, ориентировка, исполнительный контроль), конвергентная продуктивность (тест отдаленных ассоциаций и анаграммы) и самооценка творческих достижений. Продуктивность решения анаграмм и задач на отдаленное ассоциирование оказались не связаны между собой. Выявлена положительная связь продуктивности в RAT с ориентировкой и отрицательная - с обновлением. В отношении продуктивности в решении анаграмм на уровне тенденции обнаружен противоположный паттерн: положительной связи с обновлением и отрицательной - с ориентировкой. Обсуждается, что в этом находят проявление специфические процессуальные характеристики данных задач, формально относимых к одному классу. Выявлены частные связи управляющих функций с отдельными шкалами самооценки творческих достижений, что, однако, не корреспондирует с данными предыдущих исследований. Подчеркивается предварительный характер результатов исследования вследствие его недостаточной статистической мощности.
ЦИТАТА
Пряхина, Т.В. Связь индивидуальных различий в управляющих функциях с успешностью решения анаграмм и задач на отдаленное ассоциирование / Т.В. Пряхина, С.С. Белова. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2021. – С. 345-350