АННОТАЦИЯ
Анализируется порождаемое индивидуальным и групповым опытом поколений обыденное сознание, как фактор, отражающий общее состояние общества. Его носителями и одновременно субъектами жизнедеятельности общества являются его члены, использующие данный феномен в целях адаптации к объективной реальности. Предметом исследования выступает положение о том, что в качестве составляющих обыденное сознание включает как логически выверенные, так и в значительной степени ошибочные мнения, подверженные эмоциональным оценкам, а также то, что включение в индивидуальное сознание новых качеств как его составляющих является сложным процессом. Все эти позиции позволяют рассматривать мировоззренческие представления (смыслообразующий компонент обыденного сознания) как историко-культурную особенность народов. В качестве основного методологического подхода избрано обращение к языковой парадигме научного изучения, согласно которому выделяются смысловые категории в текстах и проводится их количественный анализ, что позволяет выявить системные свойства феномена, а также иерархическую упорядоченность составляющих его элементов. Выделены доминирующие среди российских пользователей мировоззренческие установки, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека и общества. Показано, что ведущими позициями в высказываниях пользователей выступают социальная и личностная значимость мировоззрения. Описываются психологические компоненты феномена (когнитивные, ценностные, эмоциональные и конативные) и их характерные особенности, выполняющие в современных условиях жизнедеятельности человека и общества функции регуляции поведения. Анализ эмоциональных оценок в высказываниях пользователей позволил выделить девять различных подгрупп эмоционального фона, показать основные содержательные концепты, лежащие в их основе, а также продемонстрировал явное доминирование негативного эмоционального фона. В результате был сформулирован подход к исследованию жизнедеятельности человека и общества, состоящий в выявлении из устного народного творчества единиц конкретного психологического феномена и их последующего количественного и качественного изучения с помощью автоматизированных систем, позволяющих анализировать большое количество текстов, не поддающихся “ручной” обработке из-за своего чрезмерного объема. Описанные выше теоретико-методологические позиции позволяют отрефлексировать основные смыслы, которыми наделяется “мировоззрение” в рамках обыденного сознания, показать, что данный феномен имеет высокий уровень абстрагирования, его исследование обладает значительным прикладным смыслом, а игнорирование в рамках психологических концепций может приводить к фрагментарному толкованию многих психологических явлений.
ЦИТАТА
Китова, Д.А. Мировоззрение как психологический феномен в обыденном представлении Россиян / Д.А. Китова, А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 4. – С. 106-117