АННОТАЦИЯ
Исследование посвящено изучению механизма иллокутивного вынуждения, определяющего необходимость высказывания определенного типа в ответ на реплику собеседника. В нем приняли участие 15 детей 4-5 лет, посещающие одну группу детского сада. Было проанализировано 10 разговоров общим объемом 371 реплика. Проведенный анализ показал, что повседневный детский дискурс содержит сходные с дискурсом взрослых интенциональные категории. Обнаружено, что в разговорах детей преобладают иллокутивно зависимые реплики. Реализуется механизм иллокутивного вынуждения. Его нарушение и появление иллокутивно независимых реплик сопряжено с проявлением коммуникативной инициативы. Структура речевого взаимодействия - линейная, прерывистая. Описаны модели «вербально-невербального» взаимодействия: диалог протекает с включением предметных действий, обусловленных коммуникативной ситуацией
ЦИТАТА
Афиногенова, В.А. Иллокутивное вынуждение и коммуникативная инициатива в речевом взаимодействии собеседников (на материале диалогов детей 4-5 лет) / В.А. Афиногенова. В сборнике: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. – 2020. – С. 30-39