Исследование посвящено изучению иллокутивного механизма развития диалога, определяющего необходимость высказывания определенного типа в ответ на инициирующий коммуникативный ход партнера. Материалом послужили 10 диалогов детей 4-5 лет в ситуации свободной игры и 10 диалогов взрослых в ситуации свободного общения в перерывах учебных занятий. Показано, что в процессе речевого взаимодействия в иллокутивно вынужденных коммуникативных ходах происходит последовательное развертывание диалога. Оно нарушается при появлении иллокутивно независимых коммуникативных ходов и реализации коммуникативной инициативы. Охарактеризованы варианты ее проявления и следующие за этим изменения процесса речевого взаимодействия.
ЦИТАТА
Афиногенова, В.А. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ДИАЛОГА И КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА СОБЕСЕДНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ДИСКУРСА ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ) / В.А. Афиногенова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – № 9. – С. 18-21
Представлены результаты эмпирического исследования речевых провокаций в интернет-взаимодействии на материале обсуждения информационных сообщений о возможности вакцинации от COVID-19 на различных интер...
Исследование продолжает серию работ, посвященных изучению иллокутивного механизма развития диалога, и обращено к изучению речевых провокаций как дестабилизирующей формы проявления коммуникативной иниц...
На основе метода интент-анализа осуществлено изучение интенциональной структуры речевого взаимодействия в условиях повседневного бытового общения, консультативной психологической практики, научных обс...
Представлены результаты эмпирического исследования речевого взаимодействия собеседников на материале диалогов студентов. Посредством метода интент-анализа выявлены речевые интенции коммуникантов, охар...