В статье изучаются возможности количественной оценки элементов семантического состава слова. В качестве исходных данных используются материалы словаря ассоциативных реакций школьников 7-18 лет (Гольдин и др., 2011). Анализируются ассоциативные поля десяти стимульных слов, пять из которых имеют позитивную коннотацию, а пять - негативную. В ассоциативном поле каждого слова-стимула прослеживаются различные стороны семантического состава слова: знание о мире, о языке, аффективные коннотации слова. На основе частотности использования семантических элементов слова оценивалась статистическая значимость различий между позитивами и негативами и между возрастными группами. Выявлены статистически достоверные различия по ряду показателей. Позитивные стимулы значимо чаще вызывали реакцию отказа и значимо реже - синонимическую реакцию. С возрастом снижается доля отказов, частотность ассоциаций, являющихся грамматическими модификациями стимульных слов и частотность «созвучных» ассоциаций; увеличивается частотность синонимических ассоциаций. Рассмотрена возрастная динамика данных четырех показателей по каждому стимульному слову.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Применение количественного анализа для исследованиясемантического компонента слова / А.А. Григорьев, Т.Н. Ушакова. // Экспериментальная психология. – 2017. – Т. 10. – № 3. – С. 16-32
Дается характеристика существующим практикам количественной оценки вклада национальной науки в мировую. Авторы демонстрируют неадекватность этих практик, а также лежащих в их основе представлений о фу...
Демонстрируются многочисленные недостатки методов количественной оценки эффективности национальной науки, получивших в последнее время широкое распространение по инициативе чиновников от науки и встре...
Измерялась скорость чтения вслух и про себя у детей в возрасте от 7 до 16 лет (II—XI классы). Соответствующие возрасту тексты предъявлялись как в обычном статическом режиме, так и в режиме «бегущей ст...
Предпосылки цифрового образования. Оригинальная методика концептуально-математического моделирования и количественной оценки репродуктивной и творческой компетентности ученика для рефлексивного анализ...