АННОТАЦИЯ
Актуальность настоящего исследования обусловлена изучением внутренних психологических факторов самоопределения современной молодежи в период завершения профессионального обучения. Цель статья состоит в исследования роли возрастной идентичности как базовой составляющей личности. Ведущим в работе стал системно-субъектный подход, реализуемый при изучении субъективного, желаемого, идеального возрастов, отражающих возрастную идентичность молодых людей и ее взаимосвязи с психологическим благополучием и субъективной картиной себя и мира. Использовались авторские проективные методы исследования отношения к возрасту, молодому поколению, восприятие себя и мира, построенные на основе семантического дифференциала, а также тесты оценки психологического благополучия (ШПБ) К.Риф в модификации Т.Д.Шевеленковой, П.П.Фесенко, методика личностного дифференциала Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда. В исследовании принимали участие 235 молодых людей в возрасте 20-30 лет,в ситуации профессионального самоопределения. Обнаружено преобладание тенденции к субъективному снижению собственно молодого возраста, связь молодого возраста с прошлым, что указывает, наряду с другими данными на «бегство» от взрослости и ответственных решений. Желаемый возраст также был ниже календарного возраста молодых людей. Идеальный возраст для молодых людей и девушек существенно отличался, отражая у мужчин стремление к достижениям, независимости и состоятельности (был значительно выше), и желание женщин оставаться юными и привлекательными. Показаны существенные различия в субъективном восприятии себя и мирапри завышении и занижении своего возраста. Индивидуальные варианты субъективного возраста (снижение и повышение) указывают на различные варианты возможностей самоопределения. Соотношение субъективного возраста и психологического благополучия указывает на неустойчивость возрастной иденти- фикации, у молодых людей с частичным психологическим благополучием. Материалы статьи необходимо учитывать при формировании молодежной политики, организации психологической, социальной и педагогической работы с молодежью в период ее профессионального самоопределения.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. ВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР САМОДЕТЕРМИНАЦИИ / Е.А. Сергиенко, Г.Н. Эйдельман // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 3 (45). – С. 62-72