Развитие понимания ментального мира и контроля поведения в дошкольном возрасте
Виленская Галина Альфредовна, Лебедева Евгения Игоревна Психологические исследования
ВАКIF 1,169
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в журнале - научная статья
ГОД2014
ЯЗЫКRU
ЦИТИРОВАНИЙ26
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросу взаимосвязи в процессе развития таких субъектных функций, как понимание ментального мира (рассмотренное как модель психического и ее предикторы) и саморегуляции (рассмотренной как контроль поведения). Представлены результаты лонгитюдного исследования взаимосвязи уровня развития модели психического и контроля поведения у детей 3-5 лет (22 человека). Показано, что для предсказания уровня развития модели психического на основе уровня развития контроля поведения в более раннем возрасте наиболее существенными оказываются такие компоненты контроля поведения, как когнитивный контроль (через опосредующую роль речи и вербальный ментальный возраст) и контроль действий. Тревожность как показатель эмоционального контроля приводит к более быстрому становлению модели психического между 3 и 4 годами, способствуя повышенному вниманию детей к социальным маркерам желаний, намерений и пр., других людей. Контроль импульсивности развивается раньше, чем понимание ментального мира, что говорит о важности регуляторного обеспечения для понимания ментального мира Другого.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Развитие понимания ментального мира и контроля поведения в дошкольном возрасте / Г.А. Виленская, Е.И. Лебедева. // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 38. – С. 5
Описываются результаты сравнительного изучения контроля поведения у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (общее недоразвитие речи, задержка психического развития) и типично ...
В статье описываются результаты исследования контроля поведения (регулятивной функции субъекта) у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании принимали участие 78 д...
Статья посвящена исследованиям контроля поведения как психологического уровня регуляции поведения. Контроль поведения изучается в широком возрастном диапазоне – от младенческого до взрослого возраста,...
Работа посвящена поиску взаимосвязи между показателями модели психического и контроля поведения у детей младшего школьного возраста. Исследование в рамках системно-субъектного подхода (модели психичес...