АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследований российских предпринимателей, выполненных с позиций концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности. Рассматриваются особенности отношения предпринимателей к своей экономической деятельности в зависимости от оценки ряда ее характеристик с учетом региональной специфики и различий, обусловленных гендерной принадлежностью. Теоретическим основанием исследования является авторская концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и экономической деятельности. На основе авторской концепции психологических отношений разработана программа социально-психологического исследования российских предпринимателей и проведено комплексное масштабное исследование, позволившее выявить и проанализировать особенности структуры, динамики, региональных и гендерных различий социально-психологических характеристик российских предпринимателей. Выявлено содержание наиболее значимых мотивов выбора предпринимательской деятельности: достижение высокого материального благополучия, независимости в работе и возможности реализовать свои способности. Определены характерные особенности российских предпринимателей: высокая степень ориентации на собственные возможности, склонность к конкуренции и умеренному риску в экономической деятельности, низкая степень доверия к государственным органам и предпринимательским структурам. Эмпирически выделены социально-психологические факторы деловой активности предпринимателей: оценка своей конкурентоспособности и собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, отношение к риску и конкуренции в экономической деятельности, степень надежности большинства партнеров, оценка и прогноз изменения уровня жизни семьи, оценка успешности своей предпринимательской деятельности. В качестве нового и перспективного направления исследований социальной психологии российских предпринимателей с позиций теории психологических отношений предлагается изучение факторов, механизмов и закономерностей взаимоотношений внутри предпринимательского сообщества и взаимоотношений предпринимателей с представителями других социальных групп. В рамках этого направления выявлены и проанализированы гендерные различия в отношении предпринимателей к партнерству и конкуренции, типы психологического отношения предпринимателей к деловому партнерству, социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. Результаты исследований показывают ведущую роль ценностных ориентаций личности как факторов, определяющих характер взаимоотношений в предпринимательской среде. Прикладное значение проведенных исследований заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы центральными и региональными органами власти в работе по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России.
ЦИТАТА
Позняков, В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиций концепции психологических отношений / В.П. Позняков. // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – С. 267-275