Понимание коммуникативных намерений говорящего и популярность в кругу сверстников у детей младшего школьного возраста | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Понимание коммуникативных намерений говорящего и популярность в кругу сверстников у детей младшего школьного возраста

Лебедева Евгения Игоревна
Психолого-педагогические исследования ВАК IF 1,430 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена изучению роли модели психического - способности приписывать ментальные состояния другим людям для объяснения их поведения - в популярности среди сверстников и социальной компетентности детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 92 ребенка 9-12 лет (M=9,97; SD=0,80; 47 девочек). Для оценки модели психического использовались задания теста Франчески Аппе «Удивительные истории», направленные на изучение понимания детьми коммуникативных намерений говорящего в ситуациях неоднозначно понимаемых социальных взаимодействий. Популярность в кругу сверстников оценивалась с помощью социометрического метода. Для внешней оценки социальной компетентности использовалась разработанная для учителей анкета о социальном поведении детей и подростков. Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи модели психического детей младшего школьного возраста как с их популярностью в кругу сверстников, так и с социальной компетентностью в целом. Понимание коммуникативных намерений в сложных социальных ситуациях детьми связано как с предпочтительностью сверстниками для общения, так и с воспринимаемой популярностью. Внешняя оценка социальной компетентности детей младшего школьного возраста педагогами показала, что дети, более успешные в понимании коммуникативных намерений других людей, оцениваются педагогами как более популярные среди ровесников, в то время как менее успешные - как те, кто чаще становится объектом насмешек и чаще подвержен негативному влиянию других.
ЦИТАТА
Лебедева, Е.И. Понимание коммуникативных намерений говорящего и популярность в кругу сверстников у детей младшего школьного возраста / Е.И. Лебедева // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15. – № 4. – С. 62-76
АВТОРЫ

Лебедева Евгения Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

101
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО THEORY OF MIND ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2020 год

2023 год

2017 год