ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОПОСРЕДУЮТ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОВНЕ СТРАН? | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОПОСРЕДУЮТ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОВНЕ СТРАН? PDF

Григорьев А.А., Лаптева Е.М.
Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология ВАК IF 1,280
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2018
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
Представлены результаты проверки предположения об опосредующей роли образования в связях показателей интеллекта населения страны с ее социально-экономическими достижениями. Во-первых, определялось, повторятся ли на большей выборке стран результаты других исследований, свидетельствующих, что образовательные достижения стран являются более точным предиктором социально-экономических достижений, чем уровень интеллекта населения. Для этой цели использованы новые данные об интеллекте населения стран и оценки образовательных достижений, полученные путем объединения результатов ряда международных исследований достижений в образовании. Во-вторых, сравнивались прямые и непрямые (через образовательные достижения) эффекты влияния интеллекта на социально-экономические показатели. В-третьих, рассматривалось соотношение динамики образовательных и социально-экономических достижений за период с 2000 по 2015 гг. Показано: 1) результаты предыдущих работ не повторяются при использовании более представительных и точных данных, поэтому нет оснований утверждать, что образовательные достижения являются более надежным, чем интеллект, предиктором социально-экономических достижений; 2) прямые эффекты влияния интеллекта превосходят его непрямые, через образовательные достижения, эффекты влияния на социально-экономические достижения. Если бы образовательные достижения являлись опосредующим звеном в связи интеллекта с социально-экономическими достижениями, величина непрямых эффектов должна была бы быть достаточно высокой относительно величины прямых эффектов; 3) динамика образовательных достижений имеет незначимую отрицательную корреляцию с динамикой социально-экономических достижений. Если бы образовательные достижения являлись непосредственным детерминантом социально-экономических, эта корреляция, напротив, должна была бы быть положительной. Все эти результаты не согласуются с предположением об опосредующей роли образования в связи интеллекта с социально-экономическими достижениями. Интеллект населения воздействует на уровень социально-экономического развития не только посредством образовательных достижений; это ставит задачу поиска других путей его влияния.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОПОСРЕДУЮТ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОВНЕ СТРАН? / А.А. Григорьев, Е.М. Лаптева. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 3 (11). – С. 41-61
АВТОРЫ

Григорьев Андрей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

84
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE НАЦИОНАЛЬНЫЙ IQ

Лаптева Екатерина Михайловна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

32
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE PROBLEM SOLVING
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2009 год

2010 год

2010 год

2016 год