Моделирование проявлений семантического компонента понятийного мышления в личности старшего подростка | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Моделирование проявлений семантического компонента понятийного мышления в личности старшего подростка

Сиповская Яна Ивановна
Мир науки. Педагогика и психология ВАК IF 0,590
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2024
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается моделирование семантического компонента понятийного мышления у старших подростков и его влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности. Основное внимание уделено исследованию структуры семантических способностей, включающих интерпретации предметного, контекстуального и геометрического типа, и их роли в формировании когнитивной компетентности. Особенность понятийного мышления заключается в его многослойной структуре, которая позволяет подросткам эффективно осмысливать и обобщать информацию на разных уровнях абстракции. В рамках работы было проведено детальное изучение того, как семантические способности способствуют интеллектуальному развитию личности, а также их роли в когнитивных процессах, таких как обобщение, систематизация и использование знаний для решения сложных задач. Для анализа были использованы современные нейросетевые методы, которые позволили выявить ключевые паттерны в развитии когнитивных способностей. Эти методы показали высокую точность в прогнозировании продуктивности интеллектуальной деятельности, что подчеркивает значимость семантических способностей в контексте когнитивного развития. В ходе исследования также выявлено, что наибольшее влияние на успешность подростков оказывают интерпретации предметного типа, в то время как контекстуальные и геометрические интерпретации играют второстепенную роль. Помимо этого, была выявлена важная корреляция между глубиной семантического понимания и способностью подростков к решению сложных задач, требующих интеграции различных типов информации. Полученные результаты позволяют более глубоко понять взаимосвязь между когнитивными способностями и их продуктивным использованием в процессе обучения. Таким образом, данное исследование подчеркивает важность семантических компонентов в развитии интеллектуальной деятельности подростков и открывает перспективы для дальнейшего изучения их роли в образовательном процессе.
ЦИТАТА
Сиповская, Я.И. Моделирование проявлений семантического компонента понятийного мышления в личности старшего подростка / Я.И. Сиповская // Мир науки. Педагогика и психология. – 2024. – Т. 12. – № 3. – С.
АВТОРЫ

Сиповская Яна Ивановна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

75
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПОСОБНОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2015 год

2022 год

2024 год