АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования особенностей проявления контроля поведения у детей дошкольного возраста в свободной игре. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения современного этапа развития детской игры и неполнотой данных о взаимосвязи саморегуляции с характеристиками детской игры. Саморегуляция понимается нами как контроль поведения - регулятивная функция субъекта, опирающаяся на его индивидуальные ресурсы. Целью данного исследования является изучение того, как связаны уровень развития различных компонентов контроля поведения и особенности свободной игры современного дошкольника. В исследовании участвовали 35 воспитанников дошкольного учреждения Москвы в возрасте от 4 до 6 лет. Основными методами исследования являлись тестирование, а также включенное наблюдение за игровой активностью детей. Результаты показали, что когнитивный контроль, в большей степени его вербальная составляющая, связан с выраженностью основных структурных элементов игры (роли, сюжета, правил), а также самостоятельностью ребенка в ходе выстраивания и поддержания игровой ситуации. Когнитивный контроль способствует большей упорядоченности действий детей и самостоятельности в игре, выстраиванию более структурированного и предсказуемого поведения и лучшему взаимодействию между детьми. Контроль действий, кроме того, связан с выраженностью основных структурных элементов игры (роли, сюжета, правил). Связей особенностей игры с эмоциональным контролем выявлено не было. Полученные данные могут помочь лучше понять как механизмы развития и проявления контроля поведения в свободной игровой деятельности детей, так и особенности современной игры.
ЦИТАТА
Достанов, М.М. Связь контроля поведения и свободной игры у детей дошкольного возраста / М.М. Достанов, Г.А. Виленская // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2024. – № 2. – С. 45-54