АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты исследования факторов жизнеспособности и факторов риска в образовательном пространстве вуза у студентов с высоким и низким уровнем выраженности индивидуальной жизнеспособности. Гипотеза исследования: студенты с высокими и низкими показателями индивидуальной жизнеспособности по-разному оценивают контекстно-специфические для образовательного пространства вуза факторы риска и факторы защиты (ресурсы), что способствует/затрудняет проявление индивидуальной жизнеспособности. Общая выборка исследования: участвовало 349 студентов российских вузов, юношей - 96 чел., девушек - 253 чел. Ср. возраст 21,35±1,95 лет. Методики исследования: «Опросник жизнеспособности молодежи - 28» (Child and Youth Resilience Measure-28, CYRM-28 в адаптации А.В. Махнача и А.И. Лактионовой) и анкетный опрос для выявления факторов защиты (ресурсов) и факторов риска студентов, проявляющихся в ходе обучения и являющихся компонентами индивидуальной жизнеспособности. Далее по полученным показателям Опросника общая выборка была разделена на 2 подгруппы для выделения контрастных подгрупп: в подгруппе с высокими показателями индивидуальной жизнеспособности: 91 чел., юношей - 27 чел., девушек - 64 чел. Ср. возраст 21,23±1,85 лет. В подгруппе с низкими показателями индивидуальной жизнеспособности: 121 чел., юношей 39 чел., девушек - 82 чел. Ср. возраст 21,46±2,12 лет. Было проведено сравнение и ранжирование выделенных факторов риска и факторов защиты в двух выделенных подгруппах студентов. Результаты исследования: показано различие факторов риска и факторов защиты (ресурсов) по степени их значимости для студентов разных подгрупп. Это говорит об их. Студенты с высокими показателями индивидуальной жизнеспособности имеют более критичное отношении к себе, чем студенты с низкими показателями индивидуальной жизнеспособности, оптимистичнее смотрят в будущее, позитивнее оценивают свои перспективы относительно профессионального и карьерного роста и достойной жизни в России. Критичный взгляд на себя, оптимизм, осознанность ценности получения образования и понимание перспектив в своем профессиональном будущем способствует проявлению их индивидуальной жизнеспособности в процессе обучения.
ЦИТАТА
Постылякова, Ю.В. ФАКТОРЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ФАКТОРЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ / Ю.В. Постылякова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2024. – Т. 9. – № 1. – С. 49-69