ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА

Постылякова Ю.В.
Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда ВАК IF 0,925
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
В статье в рамках экологического и ресурсного подходов анализируется понятие индивидуальной жизнеспособности как важной характеристики студентов. Рассматриваются индивидуальные навыки жизнеспособности студента, проявляемой им в процессе обучения в университете, анализируются модели жизнеспособности А. Мастен и М. Унгара, созданные в рамках экологической модели развития Ю. Бронфеннбренера. Предложена экологическая модель жизнеспособности студента, которая позволяет учитывать большое число различных факторов риска, прямо или опосредованно оказывающих влияние на студента, и его защитных факторов, к которым он может обращаться для ответа на требования или угрозы, идущие от факторов риска. Факторы риска, действующие на уровне макросистем (актуальная экологическая, эпидемиологическая, экономическая и др. ситуации в стране или мире), в которые включен субъект, взаимодействуют со всеми нижележащими уровнями экологический системы (микро-, мезо- и экзосистемы, например, образовательная система вуза; семейная система и др.), и опосредованно оказывают на них влияние. Все это предъявляет к студенту требования, на которые он вынужден отвечать на основе своих индивидуальных ресурсов, а также ресурсов, заключенных на микро-, мезо- и экзо- уровнях. На любом из уровней, любая из систем может нести в себе как факторы риска, так и факторы защиты, быть ресурсной для отдельного студента. Риски могут возникать как на индивидуальном уровне (на уровне микросистем), так и на уровнях более высокого порядка. Поэтому и проявления жизнеспособности студентом оказываются необходимыми во всех этих системах и на разных уровнях. Развитие и усиление жизнеспособности происходит по мере того, как все уровни (семьи, университета, сообщества) работают вместе, чтобы положительно влиять на индивидуальный уровень жизнеспособности студента. Показано значение экологической модели жизнеспособности студента при использовании ее специалистами в области социальной, педагогической, семейной психологии, психологии развития для анализа факторов риска и жизнеспособности в научных исследованиях, психотерапевтической и консультационной работе.
ЦИТАТА
Постылякова, Ю.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА / Ю.В. Постылякова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2020. – Т. 5. – № 4. – С. 218-239
АВТОРЫ

Постылякова Юлия Валерьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

60
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ INDIVIDUAL RESILIENCE RESILIENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2023 год

2016 год

2021 год