ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Постылякова Ю.В.
Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда ВАК IF 0,925
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
На основе экологической модели жизнеспособности студентов, позволяющей учитывать различные факторы риска, прямо или опосредованно оказывающих влияние на студента в процессе его обучения в вузе, и защитные факторы, к которым он может обращаться для ответа на требования или угрозы, идущие от факторов риска, анализируются полученные в результате опроса данные. Исследуемые факторы позволяют определить контекст образовательного пространства вуза, способствующий или затрудняющий проявление студентом индивидуальной жизнеспособности. В исследовании приняло участие 349 студентов старших курсов российских вузов. Показано, что основными трудностями являются: проблемы с преподавателями; академические трудности; проблемы, связанные с организацией учебного процесса. Основными факторами защиты, помогающими студентам справляться с трудностями в процессе учебы, стала собственная мотивация к учебе, вера в себя и свои силы, поддержка семьи и помощь преподавателей. Показано, что факторы риска для студента содержатся на всех уровнях экологической системы (микро-, мезо-, экзо- и макросистемы) - индивидуальные проблемы (трудности в освоении учебной программы, лень, собственная неорганизованность и др.), проблемы близкого окружения (сложные взаимоотношения с друзьями, одногруппниками, преподавателями и др.), проблемы с вхождением в профессиональную среду, с приобретением в ходе учебы практических навыков будущей профессии, сокращение часов в учебных планах, а также проблемы более глобального порядка (например, пандемия), прямо или опосредованно влияющие на жизнь студента. Для совладания с ними студенты используют факторы защиты, содержащиеся только в микро- и мезосистемах, т.е. те ресурсы, которые находятся в его непосредственном окружении (семья, друзья, одногруппники и отзывчивые преподаватели). Возможности вуза, которые могли бы являться ресурсными для студента (например, организация профильной практики, техническое оснащение учебных аудиторий, формирование удобного расписания), используются не в полной мере или остаются незадействованными.
ЦИТАТА
Постылякова, Ю.В. ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА / Ю.В. Постылякова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2022. – Т. 7. – № 1. – С. 120-139
АВТОРЫ

Постылякова Юлия Валерьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

60
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ INDIVIDUAL RESILIENCE RESILIENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2023 год

2021 год

2018 год