“AHA!” AND “OH YES!”: HOW EMOTIONS AFFECT INSIGHT EXPERIENCE | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

“AHA!” AND “OH YES!”: HOW EMOTIONS AFFECT INSIGHT EXPERIENCE

Валуева Екатерина Александровна, Лаптева Надежда Михайловна
Психология. Журнал Высшей школы экономики ВАК SCOPUS WOS IF 1,374 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК EN
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Под инсайтом понимается особый способ решения задачи, когда происходит неожиданное понимание правильного ответа, сопровождающееся особым ярким чувством, которое часто называют озарением или Ага-переживанием. Некоторое время назад исследователи стали изучать не только переживание инсайта после успешного решения задачи, но и переживание инсайта, когда решение предлагается испытуемому в готовом виде (Ах, да-переживание). Мы предложили две альтернативные модели влияния эмоционального состояния на вероятность возникновения Ага- и Ах, да-переживаний. Согласно первой модели, положительное эмоциональное состояние недифференцированно относится испытуемым на счет положительных эмоций от инсайта, поэтому испытуемые с большей вероятностью дают оценки инсайтности в любой ситуации. Вторая гипотеза связывает процессы оценки инсайтности с каузальной атрибуцией, при которой причины неудач атрибутируются внешним обстоятельствам, а причины успеха - внутренним факторам. При правильном решении (в ситуации удачи) предсказание совпадает с первой гипотезой. В случае неуспешного решения (неудачи) предсказание противоположно. Мы провели исследование на материале решения анаграмм, в котором для изменения эмоционального состояния испытуемых использовали индуцирующие видео. Опросник, направленный на оценку состояния испытуемых, показал, что при помощи наших воздействий мы улучшили настроение испытуемых, снизили тревожность и усталость. Результаты анализа соответствовали второй гипотезе: в группе испытуемых, просматривавших видео (позитивное настроение) ответы на нерешенные анаграммы значимо реже оцениваются как инсайтные, по сравнению с другой группой, а ответы на решенные анаграммы - наоборот, чаще оцениваются как инсайтные. Обсуждается, что механизмы влияния эмоционального состояния на оценки инсайта могут быть разными в зависимости от типа инсайта, и могут быть связаны с разными типами фокуса внимания, с разными стратегиями принятия решений или с эффектами эмоционального соответствия.
ЦИТАТА
Valueva, E.А. “AHA!” AND “OH YES!”: HOW EMOTIONS AFFECT INSIGHT EXPERIENCE / E.А. Valueva, N.M. Lapteva // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20. – № 3. – P. 428-444
АВТОРЫ

Валуева Екатерина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

95
ИНКУБАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE

Лаптева Надежда Михайловна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

17
ИНСАЙТ ИНКУБАЦИЯ INCUBATION
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2021 год

2021 год

2019 год