АННОТАЦИЯ
В последние годы исследователи стали изучать не только переживание инсайта после успешного решения задачи (Ага-переживание), но и переживание инсайта, когда решение предлагается испытуемому в готовом виде (Ах, да - переживание). Мы предложили две альтернативные модели влияния эмоционального состояния на вероятность возникновения Ага- и Ах, да-переживаний. Согласно первой модели, положительное эмоциональное состояние в любой ситуации относится испытуемым на счет положительных эмоций от инсайта. Вторая гипотеза связывает процессы оценки инсайтности с каузальной атрибуцией, при которой причины неудач атрибутируются внешним обстоятельствам, а причины успеха - внутренним факторам. Мы провели исследование на материале решения анаграмм, в котором использовали видео, повышающее настроение испытуемых. Результаты анализа соответствовали второй гипотезе: в группе испытуемых, просматривавших видео (позитивное настроение) ответы на нерешенные анаграммы значимо реже оцениваются как инсайтные, по сравнению с другой группой, а ответы на решенные анаграммы - наоборот, чаще оцениваются как инсайтные. Обсуждается, что механизмы влияния эмоционального состояния на оценки инсайта могут быть разными в зависимости от типа инсайта, и могут быть связаны с разными типами фокуса внимания, с разными стратегиями принятия решений или с эффектами эмоционального соответствия.
ЦИТАТА
Валуева, Е.А. Ага! и Ах, да!: как эмоции влияютна субъективное переживание инсайта / Е.А. Валуева, Н.М. Лаптева. В сборнике: Психология познания. – 2023. – С. 51-56