АННОТАЦИЯ
Феномен психологической (ценностно-аффективной) поляризации больших социальных групп приобрел особую актуальность в условиях интенсивной глобализации современного мира и проявляется сегодня во многих странах. Это один из наиболее важных показателей стабильности (нестабильности) общества. Ценностно-аффективная поляризация формирует особый тип мировоззрения противодействующих сторон и заставляет смотреть на мир тенденциозно, некритично, иррационально по отношению к любому событию, особенно касающемуся власти и моральных норм. Исследования показывают, что российское общество сегодня является психологически поляризованным. В представленном в статье исследовании приводятся результаты опроса респондентов активного возраста со средним уровнем доходов с учетом ценностно-аффективной поляризации мнений. В частности, показано, что после объявления специальной военной операции и частичной мобилизации возросло количество респондентов, считающих себя патриотами с 49% до 58%, увеличился уровень недоверия российским СМИ, которые освещают события на территории Украины (с 47% до 66%), но понизились оценки субъективного уровня доходов (с 34% до 26%). Данные получили объяснение на основе понятия аффекта неопределённости. Также был сделан вывод о том, что наличие мощной пропаганды российских СМИ является значимым фактором, обеспечивающим российскому обществу защиту от внутриполитической нестабильности во время проведения специальной военной операции и информационно-психологической войны с недружественными современной России странами.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. Аффект неопределенности и ценностно-аффективная поляризация больших социальных групп / А.Н. Лебедев // Ученые записки Института психологии РАН. – 2023. – Т. 3. – № 1. – С. 3-17