АННОТАЦИЯ
Рассматривается феномен групповой поляризации и его особенности в разных странах, прежде всего в США и Европе, проведен сравнительный анализ. Показана история исследований групповой поляризации в научной школе французского социального психолога С. Московиси и современные подходы к изучению данного феномена в зарубежной социальной и политической психологии, а также в нейропсихологии. Проанализированы различия объективной политической и экономической поляризации от поляризации на субъективном психологическом уровне и различия разных видов поляризации. Также выделена специфика групповой поляризации как процесса ценностной дифференциации в группах по сравнению с культурными различиями исторически формирующихся независимых социальных групп. На основе анализа данных зарубежных психологов проанализированы некоторые причины и механизмы возникновения аффективной поляризации в политической жизни населения США и некоторых стран Европы. Рассмотрены формы проявления аффективной поляризации на межличностном уровне, характерные лишь для двухпартийной политической системы. В частности, резко усилившаяся в последние годы межпартийная вражда, обозначаемая в литературе термином «partisan animus». Отмечается роль средств массовой информации в формировании аффективной поляризации и межпартийной вражды в соответствии с концепцией (propaganda model) Н. Хомского и Е.С. Хермана, а также персональная роль политических лидеров в формировании аффективной поляризации членов республиканской и демократической партий США, говорится о мощном влиянии политической вражды на население этой страны в целом. В статье также говорится о недостаточном применении собственно психологических методов при изучении данной проблемы, подчеркивается ее неразработанность в отечественной психологии и актуальность изучения в России с учетом национальной специфики, а также особенностей российской политической системы.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. ФЕНОМЕН ГРУППОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ В ПОЛИТОЛОГИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ США И ЕВРОПЫ / А.Н. Лебедев, О.В. Гордякова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 123-150