Актуальность исследования определяется необходимостью обозначить принципиальное значение общепсихологической теории деятельности в развитии психофизики.Цель авторов - представить результаты своих многолетних теоретических и экспериментальных исследований в русле субъектно-деятельностного и системно-деятельностного подходов как доказательство продуктивности анализа проявлений активности наблюдателя при решении им сенсорных задач.Результаты. Полученные результаты раскрывают продуктивность и перспективность положений общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева как одной из важных теоретико-методологических основ отечественных психофизических исследований. Подчеркивается принципиальная роль понятия сенсорной задачи как познавательной задачи особого рода. Задачи обнаружения, различения, опознания человеком сенсорных сигналов характеризуются входящими в их состав целями, высоким уровнем неопределенности и поэтому требуют от исследователей содержательно анализировать психологическую структуру соответствующего сенсорного процесса в контексте требований решаемой задачи и в неразрывной взаимосвязи с различными проявлениями и внутренним содержанием активности человека. Значение задачи как цели и условий деятельности субъекта выступило не только в результатах эмпирических исследований, но и в математической модели принятия решения и уверенности человека в задачах порогового типа. Выводы. Полученные результаты убедительно доказали роль характеристик сенсорной задачи во взаимосвязи с индивидуально-психологическими характеристиками субъекта сенсорных измерений, его функциональными состояниями и рефлективными переживаниями как важных факторов, обуславливающих выбор способов сенсорной деятельности и ее эффективность.
ЦИТАТА
Гусев, А.Н. ВКЛАД ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПСИХОФИЗИКИ / А.Н. Гусев, И.Г. Скотникова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2023. – Т. 46. – № 2. – С. 99-123
В статье представлены результаты исследования индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции учащихся, находящихся в ситуации первичного выбо- ра профессии. Результаты, п...
Around 24 000 WoS records in the field of psychology containing the search word abilities and dated from 1975 onwards were analysed to reveal actual trends by the means of formal analysis based on cit...
Исследуются индивидуальные особенности мотивации учения и саморегуляции учебной деятельности старшеклассников (N = 249). Выявлены взаимосвязи между мотивацией учения, уровнем развития и стилевыми особ...
Цель: исследование когнитивных стилей как интериндивидуальных детерминант решения сенсорных задач в условиях перцептивной неопределённости. Выявлены различия в эффективности и стратегиях решения сенсо...