Актуальность исследования определяется необходимостью обозначить принципиальное значение общепсихологической теории деятельности в развитии психофизики.Цель авторов - представить результаты своих многолетних теоретических и экспериментальных исследований в русле субъектно-деятельностного и системно-деятельностного подходов как доказательство продуктивности анализа проявлений активности наблюдателя при решении им сенсорных задач.Результаты. Полученные результаты раскрывают продуктивность и перспективность положений общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева как одной из важных теоретико-методологических основ отечественных психофизических исследований. Подчеркивается принципиальная роль понятия сенсорной задачи как познавательной задачи особого рода. Задачи обнаружения, различения, опознания человеком сенсорных сигналов характеризуются входящими в их состав целями, высоким уровнем неопределенности и поэтому требуют от исследователей содержательно анализировать психологическую структуру соответствующего сенсорного процесса в контексте требований решаемой задачи и в неразрывной взаимосвязи с различными проявлениями и внутренним содержанием активности человека. Значение задачи как цели и условий деятельности субъекта выступило не только в результатах эмпирических исследований, но и в математической модели принятия решения и уверенности человека в задачах порогового типа. Выводы. Полученные результаты убедительно доказали роль характеристик сенсорной задачи во взаимосвязи с индивидуально-психологическими характеристиками субъекта сенсорных измерений, его функциональными состояниями и рефлективными переживаниями как важных факторов, обуславливающих выбор способов сенсорной деятельности и ее эффективность.
ЦИТАТА
Гусев, А.Н. ВКЛАД ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПСИХОФИЗИКИ / А.Н. Гусев, И.Г. Скотникова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2023. – Т. 46. – № 2. – С. 99-123
Обосновывается необходимость баланса системно-деятельностного и субъектно-деятельностного подходов как концептуальной основы школьного образования. Подчеркивается роль содержания школьного образования...
Фокус внимания современных исследователей образования в связи с возрастающими запросами практикующих специалистов направлен на изучение социально-эмоциональной сферы личности обучающихся. Значимость г...
Представлены контуры системно-субъектного подхода в психологии как варианта субъектного подхода. Показаны концептуальные основания возможностей объединения системного (Б.Ф. Ломов) и субъектно-деятельн...
Статья посвящена становлению категории субъекта в отечественной психологии в русле субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, ее осмыслению в трудах А. В. Брушлинского, а также рассмотрению ...