АННОТАЦИЯ
В соответствии с заявленным планом в 2021 году было проведено эмпирическое исследование динамики межличностного восприятия на разных стадиях развития ситуации. В качестве стимульного материала были использованы видеоролики представляют реализацию трех сценариев перцептивных ситуаций, в каждой из которых участвуют одни и те же натурщики, личностные характеристики которых должны были оценить участники исследования (наблюдатели). Каждый видеосюжет был разделен на отрезки примерно по 30с, представляющие начало, середину и конец ситуации. Так же при проведении исследований видео сюжеты предъявлялись участникам исследования в формате со звуком и без звука. Использование двух разных форматов было обусловлено нашим предположением о том, что данные форматы будут способствовать фокусированию внимания участников исследования на разных аспектах перцептивных ситуаций, характеризующихся как речевыми высказываниями коммуникантов, участвующих в ней, так и их невербальным поведением (жесты, поза, мимика лица). В соответствии с заявленным планом было сконструировано 4 выборки испытуемых. Каждой группе были предъявлены видеоролики, где натурщик демонстрировался в трех ситуациях, различающихся степенью формализации общения (проход через проходную учреждения, сдача экзамена, консультация у психолога), при этом первая группа видела только начало ситуации, вторая – середину, третья – окончание, а четвертая группа просматривала каждый из видеороликов целиком. Во всех ситуациях видеозаписи предъявлялись со звуком. Дополнительно была сформирована еще одна выборка, часть которой просматривала видеосюжеты со звуком, а другая – без звука. Процедура проведения исследования была аналогичной для каждой выборки. На первом этапе исследования каждый участник должен был оценить на бланке выраженность у себя личностных качеств по шкалам методики «Личностный дифференциал» - далее ЛД (Бажин, Эткинд, 1982). На втором этапе после предъявления каждого видеосюжета участники исследования оценивали личностные характеристики объекта восприятия с помощью 21 шкалы методики ЛД. Анализ данных проводится и использованием пакета статистических программ SPSS 21.0. Статистический анализ базировался на применении непараметрических критериев H-Красскала-Уолиса, U-Манна-Уитни, х-критерия Фридмана и Т-критерий Вилкоксона (распределения эмпирических данных значимо отличались от нормального, Kolmogorov-Smirnov Z > 1,385 при р < 0,05). В качестве независимых переменных использовались: - тип ситуации («проходная», «экзамен», «консультация») - стадия развития ситуации (начало, середина, окончание, ситуация в целом), - условия демонстрации видео (со звуком /без звука), - индивидуально-психологические особенности испытуемых (наблюдателей) – профили самооценки по шкалам методики ЛД. Зависимыми переменные являлись оценки натурщика наблюдателями по шкалам методики Личностный дифференциал. Статистически значимые различия в оценках натурщика наблюдателями (при p<0,05) были обнаружены при просмотре видеофрагментов от начала до конца ситуации (целиком). Попарные сравнения также позволили выделить статистически значимые различия для оценки конкретных личностных черт. Меньше всего значимых различий наблюдается для ситуаций «проходная» и «экзамен» - обе ситуации характеризуют формальный уровень организации взаимодействия – изменения касаются шкал «разговорчивый – молчаливый», «вялый – энергичный», «враждебный – дружелюбный» и «нелюдимый – общительный». Было получено, что что оценки одного и того же человека, показанного в разных ситуациях взаимодействия, действительно определяются не только его внешностью и поведением, но и самой ситуацией восприятия человека. В ситуациях формального общения натурщик наделяется менее социально привлекательными чертами, нежели в ситуации предполагающей неформальное доверительное общение. Следовательно, ситуация взаимодействия детерминирует не только поведение человека, находящегося в ней, но и побуждает стороннего наблюдателя соответствующим образом изменять свое впечатление о человеке. В плане развития ситуации анализ эмпирического материала позволил выявить статистически значимые различия для шкал: «упрямый – уступчивый», «деятельный - пассивный», «вялый – энергичный» и «суетливый - спокойный» в ситуации «проходная»; «разговорчивый – молчаливы», «замкнутый – открытый», «зависимый – независимый», «деятельный - пассивный», «решительный – нерешительный», «суетливый - спокойный», и «уверенный – неуверенный» - в ситуации «экзамен»;«разговорчивый – молчаливый», «безответственный – ответственный», «замкнутый – открытый», «решительный – нерешительный», «враждебный – дружелюбный», «нелюдимый – общительный». «честный – неискренний» и «раздражительный - невозмутимый» - в ситуации «консультация». Для ситуации «проходная» не обнаружено статистически значимых различий между оценками всего видео и середины видеоролика, а обнаруженные различия по четырем шкалам методики ЛД стабильно содержали различия оценок для фрагмента окончания видео и всего видео целиком. Таким образом можно предположить, что середина видео (кульминация ситуации) формирует тоже впечатление от натурщика по шкалам «упрямый – уступчивый», «деятельный - пассивный», «вялый – энергичный» и «суетливый - спокойный», что и просмотр всей ситуации в целом, а окончание видеоролика не дает информации наблюдателю достаточной для формирования впечатления сходного с оценкой всей ситуации в целом. Для ситуации «экзамен» середина видео задает иную оценку личности натурщика и в отличие от ситуации прохождения натурщиком паспортного контроля не согласуется с оценкой всего видеосюжета. Для ситуации «консультации» наблюдается большее разнообразие в различиях между оценками натурщика в начале, середине и конце развертывания ситуации и всей ситуации в целом. Вероятно, это связано с тем, что сама по себе ситуация психологической консультации предполагает не равномерное развитие и имеет структуру организации взаимодействия существенным образом отличающуюся от формального взаимодействия коммуникантов, где личность человека проявляется более однородно. Интересно отметить, что по некоторым шкалам были получены статистически значимые различия как для ситуаций «экзамен» и «консультация», так и для ситуаций «проходная» и «экзамен». Однако если тенденции оценки натурщика в ситуациях «экзамен» и «консультация» по шкалам «разговорчивый – молчаливый», «замкнутый - открытый» и «решительный – нерешительный» носят сходный характер – т.е. наибольшие различия оценок наблюдаются для начала, конца и всего видео – соответственно, то в ситуациях «проходная» и «экзамен» оценки натурщика по шкалам «деятельный - пассивный» и «суетливый - спокойный» по-разному изменяет оценку натурщика в зависимости от типа просмотренного эпизода. Таким образом, в проведенном исследовании обнаружены закономерности динамики субъективных оценок личностных характеристик объекта восприятия в зависимости от характера перцептивных ситуаций, относящихся к разным сферам жизнедеятельности и имеющих потенциально различную степень эмоциональной напряженности, а также в зависимости от эпизода развития самой ситуации. Также в проведенном исследовании обнаружены закономерности динамики субъективных оценок личностных характеристик объекта восприятия в разных условиях просмотре видеороликов (со звуком и без). Динамика субъективных оценок частично отмечена по общим факторам «Сила», «Активность» и «Оценка», а также по отдельным шкалам личностного дифференциала. Показано, что разные варианты процедуры предъявления одних и тех же видеосюжетов в форматах со звуком и без него способствовали фокусированию наблюдателя на частично разных аспектах перцептивной ситуации и таким образом позволили выявить общие и различные значимые закономерности ее влияния на субъективную оценку личностных характеристик объекта восприятия. Обнаруженная общая закономерность заключалась в том, что значимая динамика средних показателей субъективных оценок личностных характеристик человека при предъявлении видеосюжетов как со звуком, так и без звука, касалась фактора «Оценка» в целом. При этом, отличие заключалось в том, что по этому фактору значимая динамика касалась для видеосюжетов со звуком шкалы «неискренний-честный», а для видеосюжетов без звука – шкалы «молчаливый – разговорчивый». Другое отличие заключалось в том, что значимая динамика оценок по факторам в целом отмечена для видеосюжетов со звуком относительно фактора «Активность», а для видеосюжетов без звука – относительно фактора «Сила». Между видеосюжетами со звуком и без звука обнаружено общее и различное в плане вида и количества конкретных шкал, по которым отмечена значимая динамика оценок личностных характеристик объекта восприятия. Так, для видеосюжетов со звуком – эта динамика отмечена по пяти шкалам фактора «Активность» и четырем шкалам фактора «Сила», для видеосюжетов без звука – по пяти шкалам фактора «Сила». При этом общая для сюжетов со звуком и без него закономерность заключается в том, что в обоих случаях значимая динамика отмечена для четырех шкал фактора «Сила»: «упрямый – уступчивый», «зависимый – независимый», «нерешительный – решительный», «напряженный-расслабленный», «неуверенный-уверенный». Это позволяет говорить о значимости данных шкал, позволяющих отмечать динамику субъективного оценивания личностных характеристик объекта восприятия от одной ситуации межличностного взаимодействия к другой вне зависимости от того, имеет или нет перцептивная ситуация звуковую составляющую. Анализ вклада личности наблюдателя в восприятия натурщика показал, что респонденты с более высокими показателями по фактору «Оценка» методики ЛД демонстрируют средний уровень вариативности оценок натурщика по шкале «разговорчивый-молчаливый», т.е. респонденты со средним уровнем самооценки более стабильны в своих суждения о личности натурщика даже при наблюдении за ним в разных ситуациях. По шкале «вялый-энергичный» вариативность оценок натурщика возрастает с повышением балла наблюдателя по фактору «Сила» методики ЛД. Другими словами, более волевые респонденты оказываются более подверженными влиянию ситуации восприятия человека на оценку состояния натурщика. По шкале «враждебный- дружелюбный» менее вариативные результаты в оценки натурщика обнаруживаются для респондентов с более низкими значениями по фактору "Активность", т.е. для более интровертированных личностей. Также были обнаружены частные сочетания показателей самооценки испытуемых и дисперсии оценок натурщиков. Таким образом, эмпирические исследования, проведенные за отчетный период реализации проекта и их результаты в определенной степени, подтверждают наши исходные теоретические и эмпирические предположения, о роли ситуации в межличностном восприятии, а также вносят вклад в понимание процессов социальной перцепции и, в частности, процессов восприятия наблюдателем личностных характеристик другого человека, находящегося в разных жизненных ситуациях межличностного взаимодействия. Полученные нами результаты в некотором роде подтверждают результаты исследования зарубежных авторов, например, Д. Карней (Carney et al., 2007) о том, что контекст и стадия развития ситуации коммуникативного взаимодействия определяют оценку личности натурщика, но носит избирательны характер.
ЦИТАТА
Ананьева, К.И. Онтологические основания межличностного восприятия / К.И. Ананьева отчет по НИР № 20-18-00516 (Российский научный фонд)