Онтологические основания межличностного восприятия | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Онтологические основания межличностного восприятия

Ананьева Кристина Игоревна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2022 в соответствии с планом было проведено эмпирическое исследование особенностей межличностного восприятия в рамках онтологического подхода. Целью представленного исследования была проверка гипотезы о связи особенностей коммуникативной ситуаций с восприятием незнакомого человека. Было использовано три типа ситуаций, различающихся степенью включенности наблюдателя в коммуникацию: рассматривание фотоизображения натурщика, просмотр видео с участием натурщика в коммуникации, общение с натурщиком «лицом к лицу». Была показана парциальная связь адекватности межличностного восприятия и степени вовлеченности наблюдателя в коммуникативную ситуацию. Статистически значимые различия были обнаружены при сравнении оценок фото и видео демонстрации модели для шкалы «зависимый-независимый», которая оценивается адекватнее в ситуации восприятия фото модели. Различия между фото и видео, а также видео и общением с моделью зафиксированы по шкале «суетливый-спокойный». Интересно что как по указанной выше шкале, более адекватно данная черта воспринимается по фото, затем идет оценка после непосредственного общения и наименее адекватно она оценивается при просмотре видео. Также общая адекватность оценок по фото оказываться статистически значимо выше, чем по видео. При этом статистически значимых различий между оценками после общения лицом к лицу и последний ситуации с видео не зафиксировано. Было показано, что общий показатель адекватности восприятия модели также положительно коррелирует с показателями резонанса личностных черт. Таким образом можно предположить, что резонанс личностных черт (сходство личности наблюдателя и натурщика) способствует адекватному межличностному восприятию. Была установлена положительная связь общей адекватности межличностного восприятия с разговорчивостью, дружелюбностью и общительность наблюдателя в ситуации оценки человека по его фотоизображению. А также связь общей адекватности межличностного восприятия с оценкой себя деятельным человеком и общительным в ситуации просмотра видео натурщика. Для ситуации «живого» общения связей самооценки индивидуально-психологических черт с адекватностью восприятия натурщика обнаружено не было. Была показана динамика оценок личности натурщика при различной степени вовлеченности наблюдателя в коммуникативную ситуацию. Рассматривая фотоизображение натурщика, испытуемые воспринимают человека в наибольшей степени молчаливым, но открытым, независимым, деятельным, энергичным, расслабленным, спокойным, уверенным, общительным, а также наименее ответственным, уступчивым, добрым, чем на видео и при возможности непосредственного общения. Отличительными особенностями восприятия человека в непосредственном общении является его оценка наиболее ответственным и дружелюбным, хотя при этом вялым, а также менее общительным, чем при его оценках на фото и видео, менее спокойным и расслабленным, чем при оценках модели в ситуации просмотра видео с ней. Были установлены соотношения в проявлении механизмов межличностного восприятия для оценки натурщика наблюдателем при различной вовлеченности наблюдателя в коммуникативную ситуацию. Статистически значимые различия были обнаружены только для попранных сравнений с фото, между проявлениями механизмов восприятия в ситуации просмотра видео и непосредственного общения различий обнаружено не было. При просмотре видео наблюдается атрибуция носит более выраженный характер, чем при рассматривании фотоизображения человека, где более выражено по сравнению с видео выраженность интроекции. Ситуация восприятия фото отличается от ситуации непосредственного общения выраженность проекции, так в первом случае она оказываться выше чем во втором. Проведенное исследование позволило проверить гипотезу о связи особенностей коммуникативной ситуаций с восприятием и оценкой другого человека. Показано, что динамика межличностных оценок носит разнонаправленный характер и зависит скорее от используемых диагностических метрик. Так, значения адекватности оценки индивидуально-психологических особенностей натурщика выше при восприятии фото по сравнению с ситуациями восприятия видео и непосредственного общения, вместе с тем, значения сложности межличностной оценки (количество выборов нейтральной оценки «0») наоборот ниже для ситуации непосредственного общения и восприятия видео по сравнению с ситуацией восприятия фото. Сами испытуемые при этом отмечали, что ситуация непосредственного общения для них более информативна, предоставляет мультимодальную информацию о натурщике, и соответственно, межличностная оценка натурщика в рамках этой ситуации менее затруднена. При этом, одним из важнейших результатов исследования стала фиксация факта динамики межличностных оценок в разных коммуникативных ситуациях, т.е. ситуации оказывали реальное влияние на то как формируется представление о партнере по коммуникации (от викарного общения до непосредственного, лицом к лицу, общения). Проведенное исследование имеет ряд ограничений и допущений, которые мы использовали при его планировании. Это отсутствие контроля порядка предъявления стимульных ситуаций для восприятия и оценки. Поскольку в качестве натурщика у нас выступал один и тот же человек, то можно предположить, что предыдущий опыт его восприятия может оказывать влияние на его восприятие и оценку в последующих сериях исследования. Мы специально использовали дизайн со связанными выборками и четкой последовательностью предъявления стимульного материала, нам было важно зафиксировать интраиндивидуальную динамику в межличностных оценках, а то, что мы не зафиксировали линейность в изменениях межличностных оценок от первой к третьей ситуации, позволяет нам говорить либо о незначимости данного методического фактора, либо о его слабой выраженности. Более того, в рамках выборочных интервью с испытуемыми никто из них не отмечал факт влияния предыдущих ситуаций восприятия на последующие. В качестве перспективы исследования мы видим дополнительный анализ коммуникативных стратегий наших испытуемых в рамках третьей, лицом к лицу, ситуации, когда они должны были уточнить консультативный запрос «клиента» - нашего натурщика, предполагая, что активность испытуемых в построении диалога с натурщиком может быть связана с особенностями формирования впечатления от него.
ЦИТАТА
Ананьева, К.И. Онтологические основания межличностного восприятия / К.И. Ананьева отчет по НИР № 20-18-00516 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Ананьева Кристина Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

162
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЦА ЭФФЕКТ ДРУГОЙ РАСЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2020 год

2021 год

2014 год