Онтологические основания межличностного восприятия | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Онтологические основания межличностного восприятия

Ананьева Кристина Игоревна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В ходе первого года реализации проекта был выполнен анализ литературных источников по проблематике изучения межличностного восприятия и взаимодействия в рамках ситуативного подхода, а именно одного из его направлений, которое сфокусировано на изучении познавательных процессов, встроенных в определенный контекст, и отражает важность изучения сложных взаимосвязей когнитивных процессов с предметным и социальным окружающим миром. Показано, что в проблематику, касающуюся роли контекста в когнитивной обработке событий, значимый вклад вносят прикладные исследования, преимущество которых заключается в использовании экологически валидного стимульного материала в рамках экспериментального дизайна. Показано, что исследования роли контекста в когнитивной обработке социальной информации преимущественно рассматриваются в двух аспектах. Первый аспект состоит в том, что, наряду с исчерпывающим анализом смысловых содержаний, вкладываемых в это понятие в лингвистике и психолингвистике, недостаточно систематизированы виды контекста, которые изучаются и применяются в психологических исследованиях. В психологических исследованиях обнаружены достаточно разные основания для дифференцирования видов контекста (предметное окружение фокусного объекта; внутренний контекст психических состояний и знаний субъекта; социокультурный контекст; интерактивный и независимый контексты; семантический и средовой; глобальный и локальный; симультанный и предваряющий контексты). Второй аспект заключается в том, что, наряду с существованием в рамках психологии ряда аналитических работ, касающихся академических исследований влияния контекста на процессы восприятия, запоминания, сравнения, воображения, мышления, отсутствуют систематизированные представления о роли контекста в процессах обработки социальной информации. Показано существование противоречивых результатов в исследованиях контекстов восприятия социальной информации, которые можно объяснить различной операционализацией конструктов, характеристиками контекста, социокультурными особенностями участников исследования и специфичными по возрастному и социальному составу выборками, характером экспериментальных процедур, в частности степенью знакомства участников исследований со стимульными объектами и степень интереса к тому или иному социальному контенту и степенью субъективной сложности решаемой задачи. В рамках реализации эмпирического исследования были разработаны сценарии для создания стимульного материала – видеоизображений, представляющих поведение натурщика. Создано три сценария и проведена видеосъемка роликов, различающихся степенью формализации самих ситуаций и тех «правил и норм» поведения, которые они задают, предписывают их участникам (прохождение поста контроля на ресепшен в организации, сдача студентом экзамена, психологическое взаимодействие (консультация) клиента и психотерапевта). В рамках подготовки стимульного материала, все натурщики прошли комплексную психодиагностику (методики PEN Г. Айзенка, «Большая пятерка», «Личностный дифференциал»), с целью определения их индивидуально-психологических особенностей и процедуру верификации самооценочных данных с помощью экспертов - людьей, которые знают натурщиков и интенсивно общаются с ними более 1 года (родители, друзья, партнеры и т.д.). Проведено пилотажное исследования оценки индивидуально-психологических характеристик натурщика по его внешности и поведению в различных ситуациях межличностного взаимодействия. По все совокупности описанных данных наблюдается средняя положительная корреляция оценок в ситуациях «Прохождение контроля» и «Консультация», а также «Консультация» и «Экзамен», при этом для ситуаций «Прохождение контроля» и «Экзамен» статистически значимой связи не обнаружено. Для ряда шкал методики «Личностный дифференциал» были обнаружены статистически значимые различия оценок психологических черт натурщика в различных ситуация межличностного взаимодействия. В результате корреляционного анализа также была обнаружена средняя прямо пропорциональная связь оценок натурщиков, с оценками респондентов в ситуации «Прохождение контроля», что предположительно может указывать на большую адекватность именно первого впечатления о личности, поскольку для других ситуаций таких статистически значимых связей обнаружено не было. Результаты процедуры дебрифинга, на данном этапе исследования показывают, что респонденты связывают свои оценки личности натурщиков при наблюдении за поведение с чертами лица, экспрессией лица, особенностями голоса, оформление внешности, атрибутами поведения. По итогам работы за отчетный период материал представлен на Всероссийской научной конференции «Лицо человека в контекстах природы, технологий и культуры» и подготовлено к печати 3 научные статьи, в том числе 2 для изданий, индексируемых в базе Web of Science.
ЦИТАТА
Ананьева, К.И. Онтологические основания межличностного восприятия / К.И. Ананьева отчет по НИР № 20-18-00516 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Ананьева Кристина Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

146
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЦА INTERPERSONAL PERCEPTION
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2021 год

2022 год

2016 год