Когнитивные детерминанты имплицитного научения закономерностям языка | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивные детерминанты имплицитного научения закономерностям языка

Белова Софья Сергеевна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Настоящий проект направлен на теоретическую и эмпирическую разработку проблемы когнитивных детерминант способности к имплицитному научению закономерностям языка. В теоретическом плане проект предполагал разработку а) многофакторной модели способности к имплицитному научению закономерностям языка, включающей уровни семантики и морфологии; б) модели соотношения когнитивных детерминант и способности к имплицитному научению семантической и морфологической закономерностей языка. В эмпирическом плане проект предполагал разработку методик на непреднамеренное научение лингвистическим закономерностям проведение корреляционного исследования с целью проверки теоретических предположений. Результаты проекта включают три главные позиции: 1. Разработаны теоретические модели, описывающие возможные взаимосвязи между когнитивными индивидуально-психологическими характеристиками (флюидного интеллекта, вербального интеллекта, лингвистического интеллекта, кратковременной памяти и рабочей памяти) со способностью к имплицитному научению лингвистическим закономерностям. 2. Разработаны две методики на непреднамеренное научение лингвистическим закономерностям для русскоязычной выборки: - методика на оценку способности к непреднамеренному научению значения слова из контекста, представляющая собой модификацию методики Дж. Уильямса (Williams, 2005); - методика на оценку способности к непреднамеренному научению флективной морфологии (на материале русского языка с использованием искусственных слов), представляющая собой модификацию методики Дж. Роджерса (Rogers, 2015). 3. Проведены две серии эмпирического корреляционного исследования, в ходе которого изучалась система взаимосвязей между следующими переменными: 1) эффективность непреднамеренного научения флективной морфологии (методика разработана в рамках проекта); 2) эффективность непреднамеренного научения значению слова из контекста (методика разработана в рамках проекта); 3) объем рабочей памяти (тест N-back, http://www.psytoolkit.org/); 4) объем кратковременной памяти (nест Corsi-blocks, http://www.psytoolkit.org/); 5) невербальный интеллект (тест СПМ Равена); 6) вербальный интеллект (вербальные шкалы теста структуры интеллекта Амтхауэра); 7) лингвистические способности (Русская версия Оксфордского лингвистического теста, разработанная Е.В Гавриловой). 4. Эмпирические результаты привели к следующим заключениям: - методические операционализации непреднамеренного научения, разработанные в рамках проекта (семантический и морфологический тест), позволили выделить вербально-аналитический компонент непреднамеренного лингвистического научения и не выделили его имплицитный компонент; - зафиксированы два различных паттерна эффективности непреднамеренного вербально-аналитического научения: позитивный и негативный; - позитивное вербально-аналитическое научение связано с его высокой эффективностью, не детерминируется когнитивными переменными (флюидный интеллект, вербальный интеллект, лингвистический интеллект, кратковременная память, рабочая память), не связано с либеральностью критерия принятия решений; - негативное вербально-аналитическое научение связано с его низкой эффективностью вследствие выдвижения обратных гипотез, отрицательно связано с такими когнитивными переменными как флюидный интеллект и рабочая память, положительно связано с либеральностью критерия принятия решений. 5. Результаты работы опубликованы в 4 статьях и 6 тезисах докладов, представлены в 6 докладах на научных мероприятиях.
ЦИТАТА
Белова, С.С. Когнитивные детерминанты имплицитного научения закономерностям языка / С.С. Белова отчет по НИР № 15-36-01348 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Белова Софья Сергеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

78
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE ИМПЛИЦИТНОЕ НАУЧЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2017 год

2018 год

2017 год