Непреднамеренное научение флективной морфологии: в поисках имплицитного знания | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Непреднамеренное научение флективной морфологии: в поисках имплицитного знания PDF

Харлашина Г.А., Белова С.С.
Когнитивная наука в Москве: новые исследования.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике трудов конференции
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Данная работа ставит ряд вопросов, касающихся оценки эффектов непреднамеренного научения лингвистическим закономерностям в результате применения лабораторных методик. Цель исследования заключалась в разработке модификации методики непреднамеренного научения флективной морфологии Дж. Роджерса (Rogers et al., 2015) для русскоязычных испытуемых и оценки характера результата научения - имплицитного или эксплицитного (N = 45, ср. возраст 20.22). Получены надежные свидетельства эксплицитного научения у испытуемых, эксплицировавших изучаемое правило в постэкспериментальном интервью (29 % испытуемых), и не выявлен эффект имплицитного научения у испытуемых, не сумевших это сделать (71 % испытуемых). Анализ маркеров осознания или неосознания правила во время тестирования (степень уверенности, ее динамика, пропорции атрибуций разного типа) в дополнение к содержанию вербализаций привел к перегруппировке испытуемых в группы испытуемых, скорее, осознающих правило во время тестирования, скорее, не осознающих и группу без выраженных признаков осознанности (33 %, 29 % и 38 % испытуемых соответственно). Однако и здесь эффект имплицитного научения был выявлен на уровне тенденции (р = .1) лишь в группе испытуемых, скорее не осознающих правило во время тестирования, в ответах, атрибутированных интуиции, а анализ надежности этого массива ответов дал неудовлетворительные результаты. Делается вывод, что для выявления эффекта имплицитного научения флективной морфологии необходимо увеличение выборки как минимум вдвое, ставится проблема надежности результатов, полученных на небольших выборках. Вместе с тем представляется, что непреднамеренное лингвистическое научение, организованное в лабораторном или академическом контексте, является эвристичной областью для изучения взаимодействия сознательных и бессознательных процессов, требующей, однако, кропотливой настройки соответствующих методик.
ЦИТАТА
Харлашина, Г.А. Непреднамеренное научение флективной морфологии: в поисках имплицитного знания / Г.А. Харлашина, С.С. Белова. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2017. – С. 376-381
АВТОРЫ

Белова Софья Сергеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

77
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE ИМПЛИЦИТНОЕ НАУЧЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2018 год

2014 год

2015 год