Психологические особенности проявления слияния экономического и досугового поведения у разных социально-демографических групп потребителей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психологические особенности проявления слияния экономического и досугового поведения у разных социально-демографических групп потребителей

Воробьева Анастасия Евгеньевна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Ставится проблема социализации детей как потребителей, учитывается роль родителей в этом процессе. Выявлена специфика совмещения экономического и досугового поведения в торгово-развлекательных центрах у родителей детей в возрасте 4-10 лет: детоцентрированные стили воспитания связаны с предпочтением ТРЦ как мест детского досуга, эмоционально отстраненные стили воспитания связаны с негативным отношением к ТРЦ в качестве места досуга. В зависимости от принадлежности к типу посетителей ТРЦ родители либо рассматривают его как инструмент социализации, либо как удовольствие, либо как негативное явление. Молодежь традиционно рассматривается как группа, наиболее подверженная влиянию культуры потребления, следовательно, у взрослых включенность в потребительскую культуру, тенденция к совмещению досуга и потребления, предпочтение ТРЦ как места досуга должны быть гораздо менее выражены. Сравнительное исследование молодежи 18-35 лет и взрослых 31-45 лет при помощи авторской анкеты и др. методик показало, что взрослые предпочитают развивающие формы досуга, но при посещении ТРЦ они также склонны к досуговой активности, причем совершение покупок приносит им даже больше удовольствия. Женщины в 31-45 лет менее склонны связывать ТРЦ с какими-то положительными эмоциями, шоппинг для них становится работой, при этом деньги становятся еще более нагруженными дополнительными позитивными смыслами. Ряд эмпирических типов посетителей ТРЦ является устойчивым в разных возрастных группах. В более старшей возрастной группе больше численность типов потребителей, чем типов покупателей, а в более младшей их соотношение примерно равное. Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на эффекты культуры потребления в российском обществе. Досуг в ТРЦ носит развлекательный характер. Исторически сложившаяся особенность досуга как обособленной сферы при этом не сохраняется. Выбор ТРЦ в качестве места проведения досуга можно рассматривать как сознательный и добровольный. Для молодежи, склонной забывать обо всем и развлекаться в ТРЦ, характерно совершение импульсивных покупок и расходование денег сверх запланированного, а также оформление кредитных карт. Все это позволяет им мечтать о «красивой жизни». Потребитель в состоянии эмоциональной подавленности склонен к чрезмерным и незапланированным расходам в ТРЦ, но покупки не изменяют модальность их эмоционального состояния, отношение к ТРЦ негативное вплоть до избегания. Чем выше уровень тревожности у потребителя, тем более негативно он относится к ТРЦ. Проект реализован в полном объеме.
ЦИТАТА
Воробьева, А.Е. Психологические особенности проявления слияния экономического и досугового поведения у разных социально-демографических групп потребителей / А.Е. Воробьева отчет по НИР № 15-36-01271 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Воробьёва Анастасия Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

135
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЯ ДОСУГА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2014 год

2014 год

2014 год