Проблема психологического обоснования экспертизы телесюжетов для детей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Проблема психологического обоснования экспертизы телесюжетов для детей

Маховская Ольга Ивановна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Предметом исследования и разработки становятся психологические критерии, которые используют как авторы, продюсеры, режиссеры при создании медиапродукта для детей, так и психологи с опытом образовательного и телевизионного консультирования. На первом этапе был проведен анализ истории психологических исследований телевизионных программ для детей разных возрастов. Исследования показали, что образовательное телевидение, в впоследствии on-line ресурсы для детей влияют на оперативные когнитивные характеристики, могут повышать мотивацию достижения, способствовать формированию важных познавательных и социальных навыков. Однако сила воздействия на детей экранных ресурсов зависит от статуса и уровня образования семьи. Впервые приводится историко-психологический анализ исследований эффектов детского телевидения, привлекаются данные главных стран, производителей теле- и видео - программ для детей разного возраста – России, США, Германии, Франции, Израиля и др. Критерии и матрица для сопоставления разнородных исследований были выбраны отечественные теории детского развития, культурно-исторический подход, теория поэтапного формирования умственных действий, теория деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что эти критерии могут использоваться для оценки любых видеосюжетов, их образовательного потенциала. Объект эмпирического исследования - новейшие онлайн ресурсы, телепрограммы для детей, популярные мультфильмы. Каждый год, начиная с 2015 года, мы анализируем сетку вещания Федерального детского телеканала "Карусель" c целью выявить долю социально-значимых сюжетов, в которых детей специально обучали бы социальным навыкам взаимодействия, поведения в незнакомых ситуациях, консолидации в опасных ситуациях, разговору с незнакомцами и так далее. Нас интересует также, насколько учитываются возрастные нормы при создании телепрограмм, насколько адаптирован язык к возрасту юного зрителя. Проанализировано 1236 сюжетов показанных в апреле 2017 года. Наметилась положительная тенденция в содержании телепрограмм в сторону "омоложения" аудитории. 7% юных зрителей - дошкольники, против 4% в 2015 году. Второй сегмент медиапродукции для детей включает популярные мультфильмы с очень привлекательными персонажами. Нас интересует, какие мотивы поведения (просоциальные или асоциальные) движут персонажами, каким социальным навыкам обучаются дети в процессе просмотра, насколько соответствуют персонажи архетипическими фольклорным персонажам. Составлена анкета для оценки 3 популярных мультфильмов сезона 2016 года. Особое внимание мы уделили сравнению российского и американского мультфильмов с медведями-главными героями - "Машенька и медведь" (Россия), "Вся правда о медведях" (США) Третий сегмент рынка - быстро развивающиеся образовательные онлайн ресурсы, которые находятся в основном вне образовательного и психологического контроля. В этом году мы провели беспрецедентное исследование на английском и русском языках, сравнивая российский и американский опыт работы школ, в которых подростки обучаются навыкам программирования. Одним из критериев, по которому образовательный опыт различается, оказался "родительский контроль". Проведена экспертиза двух образовательных ресурсов, американская школа Summer School, и российская Go To школа. Проведено 12 интервью с организаторами, учениками, родителями учеников школ в период с зимы 2016 по осень 2016 года. 14 публикаций по материалам гранта были опубликованы. 100 процентов исполнения.
ЦИТАТА
Маховская, О.И. Проблема психологического обоснования экспертизы телесюжетов для детей / О.И. Маховская отчет по НИР № 15-06-10481 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Маховская Ольга Ивановна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

112
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2013 год

2015 год

2016 год