Роль структуры мотивации в успешности обучения на примере мотивации к труду у студентов | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Роль структуры мотивации в успешности обучения на примере мотивации к труду у студентов

Алмаев Николай Альбертович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Наиболее интересным, неожиданным и несколько парадоксальным результатом явилось отсутствие на выборке студентов гуманитариев достоверных связей между академической успеваемостью, шкалами теста Амтхауэра, шкалами теста Ричи и подавляющим большинством обобщенных шкал теста Социальной мотивации, за исключением обобщенной контент-аналитической шкалы негативное переживание (0,25), обобщенной контент-аналитической шкалы "негативное событие" (0,22) и обобщенного показателя "Страшно жить", являющегося суммой шкал "Негативное событие" и "Негативное переживание" (0,32). Общее значение обеих этих шкал - показатель уровня стресса и тревоги. Практически полным анаогом шкалы "негативные события" являются шкалы тервоги смерти и тревоги повреждения ("кастрационной")Л.Готтшалка. Шкала "негативные переживания" просто фиксирует различные проявления фрустрации, недовольства, расстроенности, печали и прочих тому подобных эмоций в тексте. Таким образом интерпретация данных результатов такова: единственное, что влияет (положительно) на успешность обучения студентов-гуманитариев - определенный уровень стресса, соответствующий, по-видимому, необходимому уровню мобилизации. Мотивы достижения, равно как и мотив власти были мало свойственны студентам-гуманитариям по сравнению со студентами МАИ и не проявили себя в достаточной степени. Также представляются интересными результаты по связям между интеллектуальным тестом Амтхауэра и обобщенными контент-аналитическими шкалами. "Мотив Достижения" отрицательно связан с субтестом Амтхауэра "Пространственное воображение" (-0,26). "Соперничество" отрицательно связано с субтестом Амтхауэра "Исключение" (-0.33), "Контроль импульсов" положительно связан с субтестом Амтхауэра "Прстранственное обобщение" (0,22). Борьба мотивов отрицательно связана с "Пространственным воображением" (-0,28) и "Пространственным обобщением" (-0.35). Полученные реузльтаты свидетельствуют в пользу компенстарного характера фантазий о достижений на данной выборке и в любом случае лишь о декларативном характере этих фантазий, без подкрепления достаточным уровнем стресса. Запланированное в исходной заявке исследование полимотивации учебной деятельности студентов-гуманитариев с применением подхода data-mining (поиска правил "если, то") не дало удовлетворительных результатов. Обнаруженные правила не достигали приемлемого уровня значимости. Большинство их вообще находилось на уровне значимости О,5 и лишь примерно четверть доходила до 0.1 т.е. уровня тенденции. По видимому, имеют место следующие причины. Существенное избегание проекций студентами-гуманитариями, незначительная дисперсия конечных результатов, средний балл от трех до пяти. Причем одна и та же картина наблюдалась и при использовании сюжетных ходов и при использовании обобщенных шкал. Всего использовались следующие обобщенные шкалы и контент-анализа и суммарные показатели на их основе. Содержания проективных рассказов в данном проекте, полученных в ответ на стимулы теста Социальной мотивации (см. Алмаев, 2012), были проанализированы по следующим обобщенным шкалам: 1) аффилиация, 2) фрустрация аффилиации, 3) долговременные отношения, 4) соперничество, 5) лояльность, 6) достижение, 7) надежда, 8) личная выгода, 9) контроль импульсов,10) борьба мотивов, 11) негативные переживания, 12) негативные события, а также три шкалы, характеризующие попытки испытуемых уйти от проекции: а) уход, б) описание, в) «либо-либо». Разметка осуществлялась в соответствии с принципами Макклелланда и др. (McClelland et al., 1953), – одна оценка по шкале за весь рассказ, без подсчета количества слов в рассказе. Общий принцип учета выраженности содержания в данном исследовании (за исключением шкалы «Негативное событие» см. ниже): однократное упоминание – 1 балл, более двух предложений – 2 балла. Основная тема рассказа – 3 балла. Валидность их выделения была проверена с помощью сравнения по ним трех групп: студентов МАИ(130 чел), Студентов гуманитарного вуза МГТА (82 чел) и диспетчеров МЧС (54 чел). На выборке студентов МАИ была проанализирована конструктная валидность данных шкал и показателей с использованием теста Клонинджера (в адаптации Алмаев и Островской(1995) и теста "12 факторов мотивации" Ричи и Мартина в адаптации Алмаева и Мурашевой (2012). Полученные результаты свидетельствуют о конструктной валидностии данных шкал.
ЦИТАТА
Алмаев, Н.А. Роль структуры мотивации в успешности обучения на примере мотивации к труду у студентов / Н.А. Алмаев отчет по НИР № 13-06-00647 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Алмаев Николай Альбертович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

97
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ MOTIVATION ПСИХОЛОГИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2018 год

2018 год

2014 год