Закономерности системной организации и реорганизации поведения: комплексное исследование | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Закономерности системной организации и реорганизации поведения: комплексное исследование

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2013
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
При решении задач проекта нами определен набор дескрипторов, который устойчиво характеризует связность и сложность/дифференцированность СИО как системной организации. Эти дескрипторы характеризуют свойства составляющих СИО, формирующихся в процессах дифференциации трех типов, в том числе возможность разнообразных форм взаимоСОдействия в достижении результатов поведения, что, согласно критерию, введенному П.К. Анохиным (1975), является сущностной характеристикой системных организаций. Нами обнаружено, что при выполнении точностных действий можно точно определить процесс афферентного синтеза (АС), во время которого объединяются системы для обеспечения выполнения этого действия. По-видимому, электроэнцефалографическим коррелятом АС является самое высокоамплитудное позитивное колебание в ЭЭГ, сопровождающее выполнение действия. Это предположение подтверждено при анализе Р300, связанного с дифференцированным ответом в задачах выбора. В рамках субзадачи исследования выраженности процессов аккомодационной реконсолидации при реорганизации поведения было установлено, что максимальное увеличение количества этапов предварительного обучения приводит к максимальному снижению выраженности процессов аккомодационной реконсолидации в ретросплениальной коре. Анализ распределения активности специализированных нейронов в актах разных форм поведения позволил выявить как существование определенных отношений между отдельными актами разных поведений, так и неопределенные отношения внутри большинства пар актов разных поведений. Были выявлены активирующие отношения между системами пищедобывательного и оборонительного поведения и опппонентные отношения между системами пищедобывательного и межиндивидуального поведения. На модели циклического инструментального пищедобывательного поведения было показано, что с возрастом индивида снижается скорость и растет разброс показателей обучения. Паттерн мозгового обеспечения поведения изменяется с возрастом, отражая особенности обучения и реализации поведения индивидами разного возраста. Получены данные о скорости научения и особенностях реализации инструментального пищедобывательного поведения, сформированного разными способами, установлены некоторые закономерности и особенности отношений элементов в СИО и мозговые особенности обеспечения актуализации этих компонентов. На основе результатов исследования процессов реорганизации поведения и формирования нового ИО сделан вывод о том, что изменения мозгового обеспечения поведения в ходе тренировки обусловлены не столько формированием или преобразованием нового опыта, сколько процессами реорганизации ранее сформированного поведения. Обнаружено, что амплитуда определенных компонентов потенциалов суммарной активности мозга больше для слов, связанных с высоко дифференцированным поведением, обеспечиваемым с помощью зрения и слуха, чем для слов, связанных с низко дифференцированным поведением, реализуемым с опорой на обоняние. В результате семантического исследования на этой же выборке было показано, что прилагательные, связанные со зрением, описывают больше видов поведения, чем прилагательные, связанные с обонянием и вкусом. Анализ частоты, на которой работают осцилляторы у таксономически и эволюционно разных представителей, показал сходство между древними и наиболее развитыми формами жизни, что позволило сформулировать представления об эволюционной истории и механизмах ритмической активности. Модельное исследование показало, что при взаимосодействии нейронам выгодно формировать систему с общей метаболической целью, а при конкуренции значимы факторы: доминирование и актуализация альтернатив. Проведено более 120 численных модельных экспериментов, в которых было проанализировано 24 типа метаболических отношений между нейронами и выявлены 5 типов отношений и 6 классов метаболических схем. Таким образом, проведение комплексного исследования позволило через перечисление составляющих описать свойства систем как качественно своеобразных объектов; путем объединения психосемантическиих и психофизиологических методов связать характеристики языка, развитие СИО в онтогенезе и системную организацию поведения, базирующегося на разных ключевых модальностях; изучить динамику межсистемных отношений при его совершенствовании; через выяснение зависимости механизмов научения от ряда переменных позволило приблизиться к получению ответа на вопрос о путях повышения эффективности обучения, а также путем определения закономерностей модификации ранее сформированного ИО при научении - сформировать представление о СИО как целостном образовании; через изучение ритмической активности клеток мы приблизились к пониманию природы частотного состава суммарной активности мозга и, наконец, через математическую формализацию теоретических положений и их дальнейшую проверку на компьютерной модели мы смогли уточнить сами теоретические положения, а также проверить их полноту для описания системной организации поведения. Полученные результаты обладают несомненной новизной и соответствуют мировому уровню и направлению исследований.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Закономерности системной организации и реорганизации поведения: комплексное исследование / Ю.И. Александров отчет по НИР № 11-06-00917 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2011 год

2013 год

2019 год

2014 год