АННОТАЦИЯ
Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в выявлении закономерностей, обусловливающих динамику структуры индивидуального опыта (СИО) в процессе научения и при реализации поведения за счет актуализации элементов ИО, а также закономерностей реорганизации ранее сформированной СИО в новом цикле научения. Элементы ИО – это функциональные системы, накопленные в процессах последовательных системогенезов на протяжении индивидуального развития. Разработка этой проблемы имеет большое значение для разных областей психологии, таких, например, как психология интеллекта, психология развития, психофизиология и др. Решение данной проблемы с позиций системно-эволюционной теории (П.К. Анохин, В.Б. Швырков) подразумевает следующее. Использование двухаспектного решения психофизиологической проблемы (психическое и физиологическое – аспекты рассмотрения единых системных процессов, лежащих в основе поведения) и проведение комплексного исследования, в котором предполагается использовать разные методические приемы для решения конкретных взаимозависимых субзадач, составляющих единое исследование. В рамках этих субзадач предполагается разработать приемы описания СИО, актуализация которого обеспечивает реализацию поведения, характеризующие формирующуюся СИО в симультанных свойствах целостности, связности, сложности, дифференцированности, а также применить методы психосемантики для анализа дифференцированности ИО, актуализируемого в дефинитивном поведении ; выяснить динамику межсистемных взаимодействий в процессе совершенствования навыка выполнения поведения, состоящего из последовательности точностных действий и динамику мозгового обеспечения элементов ИО (систем), на последовательных стадиях научения и при реализации поведения, сформированного разными способами, в том числе при наблюдении за демонстратором, при бинокулярной зрительной депривации и при кооперативном достижении результатов, а также оценить закономерности обеспечения процессов реорганизации имеющейся СИО при формировании нового ее элемента. Результаты планируемого в рамках настоящего проекта математического моделирования системных закономерностей организации и реорганизации поведения будут сопоставлены с реально полученными эмпирическими закономерностями. В итоге будет дано психологическое и психофизиологическое описание системной организации и реорганизации поведения в терминах структуры и динамики ИО.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Закономерности системной организации и реорганизации поведения: комплексное исследование / Ю.И. Александров // . – 2011. – С.