Экономический фактор в представлениях россиян о семье и семейных отношениях | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Экономический фактор в представлениях россиян о семье и семейных отношениях

Китова Джульетта Альбертовна, Семенова Файзура Ореловна, Эбзеев Мурат Магометович
Гуманизация образования ВАК IF 0,374
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Семья сохраняется значимой терминальной ценностью для большинства современных россиян, а создание семьи выступает одной из ведущих потребностей молодых людей. Цель исследования - выявление структурных и содержательных характеристик отношения пользователей социальных сетей к семье и семейным отношением. Объектом исследования выступили тексты сообщений пользователей социальной сети ВКонтакте на территории России, в тексте которых присутствует слово «семья», что обусловлено методологической убежденностью в том, что отношение человека к семье и семейной экономике неизбежно будет проявляться в тексте сообщений пользователей социальных сетей, направленных на описание и анализ повседневных ситуаций. В рамках исследования произведено обращение к автоматизированному контент-анализу текстов. В частности, произведен частотный анализ списка наиболее популярных слов. Все слова представлены единичными категориями. Как оказалось, ведущими в текстах сообщений выступают такие слова, как «время», «дом», «работа» и «деньги», что позволяет отметить, что феномен «деньги» выступает лидером четвертой подгруппы слов, обнаруживаемых в высказываниях пользователей. Важно отметить, что в списках слов все трех категорий в принципе отсутствуют слова с отрицательными эмоциональными или смысловыми. Машинный анализ текстов сообщений позволил определить, что характерные особенности отношения к семье и семейной экономике концентрируются в таких смысловых категориях как: зона комфорта, взаимной поддержки, экономических взаимоотношений в рамках семьи, экономических взаимоотношений в обществе, хозяйственно-бытовая, ценностная, географическая, семейных традиций, социализации, социально-общественная, воспитательная, рекреационная, коммуникативная, репродуктивная, чувств, досуга, социального статуса, духовно-нравственная, времени. В свою очередь экономические факторы семейных отношений занимают важные позиции в общей структуре семейных отношений и представлены такими категориями как зона экономических взаимоотношений в рамках семьи (1), экономических взаимоотношений в обществе (2), хозяйственно-бытовая зона (3). Таким образом, экономические проблемы имеют высокий удельный вес в семье и семейных отношениях и очень чувствительны для основной массы населения, хотя и не определяют ее сущность и несопоставимы с ценностью взаимоотношений.
ЦИТАТА
Китова, Д.А. Экономический фактор в представлениях россиян о семье и семейных отношениях / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Гуманизация образования. – 2023. – № 1. – С. 105-114
АВТОРЫ

Китова Джульетта Альбертовна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

260
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН EMOTIONAL BACKGROUND
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2009 год

2019 год

2020 год

2014 год