Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, Кагарманов Динар Ильдарович, Сергиенко Елена Алексеевна
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ВАК IF 0,706 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена изучению модели психического у детей, воспитывающихся в различных условиях институционального социально-эмоционального окружения. Целью работы являлось сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка после реализации программы обучения и структурных изменений (ДР О+СИ), направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности ухаживающего за детьми персонала, и в депривационных условиях дома ребенка, работающего без изменений (ДР БИ). Выборка ДР О+СИ состояла из 70 детей в возрасте M (SD)=2,37 (1,01) лет (от 0,9 до 4,4); ДР БИ - 50 детей в возрасте 2,18 (0,92) лет (от 0,9 до 4,2) без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития методики BDI (Battelle Developmental Inventory). Результаты факторного анализа показателей модели психического свидетельствуют о становлении у детей понимания себя и своего окружения, однако содержание этого понимания в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением отличается. Так, первый фактор включил показатели, свидетельствующие о становлении понимания детьми себя, и если в ДР БИ это происходит в сочетании с пониманием сверстников и взрослых, то в ДР О+СИ - только взрослых, что может отражать их большее взаимодействие с близкими взрослыми после повышения, в результате программы, их чувствительности, отзывчивости и стабильности. Второй фактор объединил показатели, свидетельствующие о становлении у детей понимания взаимодействия со сверстниками и своих чувств, однако если в ДР БИ это понимание сочеталось с соблюдением указаний и правил, то в ДР О+СИ - такое сочетание отсутствовало. В обсуждении подчеркивается, что структура модели психического у детей раннего возраста в условиях институционализации отражает особенности качества их социально-эмоционального окружения.
ЦИТАТА
Мухамедрахимов, Р.Ж. Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением / Р.Ж. Мухамедрахимов, Д.И. Кагарманов, Е.А. Сергиенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2022. – Т. 12. – № 4. – С. 398-409
АВТОРЫ

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

504
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2015 год

2019 год