Анализ показателей модели психического у детей в биологических семьях и доме ребенка | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Анализ показателей модели психического у детей в биологических семьях и доме ребенка

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, Кагарманов Динар Ильдарович, Сергиенко Елена Алексеевна
Сибирский психологический журнал ВАК SCOPUS WOS IF 1,232
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Настоящая работа посвящена изучению проявлений модели психического у детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в институциональном и семейном социально-эмоциональном окружении. Цель работы - сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка по сравнению со структурой у сверстников из биологических семей. Участниками исследования были дети из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка (n = 50; M = 2,18, SD = 0,92 лет) и дети без опыта институционализации, воспитывающиеся в биологических семьях (n = 50; M = 2,37, SD = 0,92 лет). Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory), проведенного в том числе с использованием информации от ухаживающих за детьми близких взрослых. В результате исследования обнаружено, что факторная структура показателей модели психического у детей из дома ребенка отличается от структуры у детей из биологических семей. Среди факторов, полученных в группе детей из дома ребенка, не наблюдается фактора, представляющего у семейных детей становление комплексной модели психического, сочетающего понимание взрослого с пониманием себя, своего взаимодействия со сверстниками, чувств по отношению к ним. Полученные результаты обсуждаются с учетом литературных данных о важности ближайшего социального окружения для понимания и атрибутирования ребенком собственных психических состояний и психических состояний других. Данные работы свидетельствуют о значительных сложностях становления комплексной и компетентной модели психического у детей, воспитывающихся в социально-эмоционально депривационных условиях дома ребенка, а также о необходимости структурных изменений и реализации в учреждении программы обучения персонала, направленной на повышение чувствительности и стабильности ухаживающих за детьми близких взрослых. В заключение подчеркивается отражение в структуре модели психического специфики социально-эмоционального окружения детей и отмечается перспективность использования информации, полученной от близких взрослых, для оценки модели психического у детей.
ЦИТАТА
Мухамедрахимов, Р.Ж. Анализ показателей модели психического у детей в биологических семьях и доме ребенка / Р.Ж. Мухамедрахимов, Д.И. Кагарманов, Е.А. Сергиенко // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 85. – С. 144-161
АВТОРЫ

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

504
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2023 год

2017 год

2012 год