Личность будущего педагога: обзор зарубежных исследований | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Личность будущего педагога: обзор зарубежных исследований

Мазилов Владимир Александрович, Костригин Артем Андреевич
Российский психологический журнал ВАК SCOPUS IF 0,784 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - обзорная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Введение. Современные общественные и образовательные условия профессиональной деятельности ставят задачи разработки проблем не уже сложившегося педагога, а только формирующегося, т.к. именно в этом моменте возможно проектирование условий развития личности будущего эффективного педагога. Новизна исследования заключается в концептуализации зарубежных психолого-педагогически подходов к изучению личности будущего педагога. Кроме того, личность будущего педагога обосновывается как самостоятельный этап профессионального развития специалиста, а также проводится сравнение подходов к данной проблеме в российской и зарубежной психологии. Теоретические обоснования. В работе ставятся теоретические вопросы о месте проблемы личности будущего педагога в структуре зарубежной педагогической психологии и психологии образования, теоретико-методологических подходах, лежащих в основе зарубежных исследований, направлениях изучения личности будущего педагога, модели личности будущего педагога. Результаты. Рассматриваются направления зарубежный исследований по данной теме - индивидуально-личностные характеристики, необходимые для успешного профессионального развития будущего педагога; ценностно-мотивационные компоненты личности будущего педагога; регуляторы эффективной деятельности будущего педагога; факторы успешного овладения профессией будущим педагогом. Выводится эмпирическая (на основе рассмотренных исследований) модель личности будущего педагога в зарубежной педагогической психологии. Обсуждение результатов. Анализ зарубежных работ позволил сделать следующие выводы: отсутствуют специальные концептуальные модели личности будущего педагога; исследования сосредоточиваются на эмпирических результатах, на основе которых делаются не обобщающие выводы, а конкретные заключения в рамках изучаемого вопроса, что свидетельствует о формирующемся состоянии данной области зарубежной педагогической психологии; в качестве используемой концепции изучения личности будущего специалиста выступает универсальный факторный подход «Большая пятерка».
ЦИТАТА
Мазилов, В.А. Личность будущего педагога: обзор зарубежных исследований / В.А. Мазилов, А.А. Костригин // Российский психологический журнал. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 89-105
АВТОРЫ

Костригин Артем Андреевич

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

409
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ HISTORY OF PSYCHOLOGY PSYCHOLOGY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2015 год

2022 год

2022 год