АННОТАЦИЯ
Анализируется феноменология рефлексии с учетом связей ее уровня с различными интеллектуальными и личностными свойствами, а также успешностью деятельности. Обосновывается роль метакогнитивных способностей как основы позитивных и негативных проявлений высокого и низкого уровня рефлексии, позволяющих говорить о “светлых” и “темных” сторонах рефлексии и арефлексии. Описываются проявления “эффектов расщепления” высоких и низких показателей рефлексии. Полюс высокой рефлексии может скрывать как продуктивные формы саморегуляции с позитивными последствиями (повышение успешности деятельности, самоэффективность, системная рефлексия), так и дезадаптивные формы саморегуляции с негативными последствиями (снижение успешности деятельности, руминации, гиперперсональный контроль, иллюзорный контроль, интроспекция, квазирефлексия). В свою очередь, полюс низкой рефлексии также “расщепляется” на две разные составляющие: продуктивные формы саморегуляции с позитивными последствиями (имплицитное обучение, интеллектуальное поведение экспертов, вторичный контроль, избирательная осмысленность, творческий процесс) и дезадаптивные формы саморегуляции с негативными последствиями (снижение успешности деятельности, выученная беспомощность, психологическая инкапсуляция). В качестве механизма, обеспечивающего эффект расщепления высоких и низких показателей рефлексии, выступают метакогнитивные способности (способность к произвольному и непроизвольному контролю собственной психической активности). Результаты исследования позволяют сделать вывод о многомерной, нелинейной природе рефлексии.
ЦИТАТА
Холодная, М.А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления / М.А. Холодная // Психологический журнал. – 2022. – Т. 43. – № 4. – С. 15-26