АННОТАЦИЯ
Социальные представления о совести отражают нравственную направленность человека и общества. Изучая представления о совести, можно выявить зрелость/незрелость нравственных убеждений и позитивно-негативную валентность восприятия совести и тем самым определить степень сформированности нравственной сферы личности. Целью данного исследования являлось изучение структуры социальных представлений о совести у старшеклассников в зависимости от их религиозной идентичности. Выборку исследования составили 175 школьников 9 - 11 классов (14 - 16 лет), проживающих в Москве и Казани. Результаты показали, что старшеклассники, считающие себя верующими, имеют более полное и четкое представление о феномене совести, чем их неверующие сверстники. В группе верующих подростков чаще соглашаются с утверждениями, характеризующими сущностные аспекты понятия совести, а группа неверующих статистически чаще согласна с ненужностью совести для человека в современной жизни. При этом среди верующих старшеклассников в два раза выше процент, чем среди неверующих подростков, соглашающихся с суждениями, что «Человек не делает плохих поступков, чтобы потом не стыдиться» и что «Человек с совестью - слабый и боязливый», что показывает отношение верующих респондентов к совести как к внешнему, социально ориентированному нравственному регулятору. Полученные результаты ожидаемы и закономерны в связи с особыми характеристиками религиозного мировоззрения, а также в целом могут свидетельствовать о состоянии нравственного сознания современной молодежи.
ЦИТАТА
Мустафина, Л.Ш. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ У ВЕРУЮЩИХ И НЕВЕРУЮЩИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / Л.Ш. Мустафина // Ученые записки Института психологии РАН. – 2022. – Т. 2. – № 2. – С. 47-63