Отношение пользователей интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Отношение пользователей интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ

Журавлев Анатолий Лактионович, Китова Джульетта Альбертовна
Социальная психология и общество ВАК SCOPUS WOS IF 1,352 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Цель. Анализ психологических особенностей отношения россиян к экономическим явлениям в условиях пандемии коронавируса с рассмотрением его кросс-культурных характеристик в сравнении со странами, имеющими отличную от российской этнокультурную историю становления и развития экономик (США и Японией). Контекст и актуальность. Россия является лидером в международном рейтинге стран с самыми богатыми природными ресурсами, но уровень жизни россиян на протяжении многих лет остается недостаточно высоким, а по оценкам самих россиян, отрицательная динамика жизни проявляется по заметному числу социально-экономических показателей. Вместе с тем полученные в последние годы научные данные указывают на наличие непосредственных взаимосвязей между экономическими и психологическими факторами развития общества, природа которых до конца еще не раскрыта. Исследование носит поисковый характер. Используемая методология. Концепция психологических отношений, структурно-содержательный анализ поисковых запросов, методы сплошной выборки и сравнительного анализа, метод обоснованной теории, экспертная оценка, прогностические методы. Основные выводы. Интерес пользователей к пандемии менялся сообразно характеру ее протекания в каждой из трех стран. Вместе с тем в США и Японии интерес к экономическим реалиям значительно превышал интерес к пандемии, а в России несопоставимо выше оказался интерес к пандемии. Изначально высокий интерес населения к пандемии со временем стал резко снижаться, но популярность экономико-ориентированных запросов сохраняется на высоком уровне: выявлено снижение интереса к теоретическим проблемам и его усиление к реальным экономическим ситуациям. Характер тематических запросов пользователей из США, Японии и России позволяет констатировать, что в первых двух странах резко возросли запросы по проблемам бизнеса, что не свойственно россиянам, чьи доходы в основном определяются государством. Вместе с тем выгоды оперативного характера предположительно могут стать сопутствующими причинами возможного стратегического кризиса как в объективном - экономическом, так и в субъективном - психологическом плане.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Отношение пользователей интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ / А.Л. Журавлев, Д.А. Китова // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13. – № 2. – С. 74-88
АВТОРЫ

Журавлёв Анатолий Лактионович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель ИП РАН

Публикаций в поиске

1337
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Китова Джульетта Альбертовна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

260
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН EMOTIONAL BACKGROUND
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2021 год

2020 год

2021 год