АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются теоретические основы изучения феномена ценностно-аффективной поляризации социальных групп, также приведены некоторые данные исследования, выполненного в рамках предложенных теоретической модели и соответствующей ей методологии. Исследование выполнялось накануне проведения специальной военной операции на Украине. Утверждается, что для разработки теоретической модели необходимо рассмотреть: условия возникновения поляризации в группах, этапы ее развития, виды поляризации, психологические механизмы , функции , закономерности или законы и так называемые идеальные объекты теории. Такое описание представлено в статье. В качестве одной из возможных методик изучения феномена предлагается анализ отношения респондентов к известным мировым политикам и публичным медийным персонам. Показано, что поляризация мнений в России обнаруживается главным образом по отношению к главе государства. В свою очередь, в данной выборке во всех экспериментальных подгруппах и подгруппе относительно нейтрального «условного большинства», основная часть которой женщины, отношение к основной оппозиционной фигуре А.Навального оказывается в целом скорее негативным и не вызывает значительной поляризации мнений респондентов. Особое внимание в исследовании уделяется такое переменной, как рост аффективности поляризации и тенденции к иррациональным суждениям членов поляризованных подгрупп. Это названо в статье «основным законом» ценностно-аффективной поляризации. Также рассматривается роль высших социальных эмоций (чувств стыда, гордости, собственного достоинства) при трансформации ценностной поляризации в поляризацию аффективную.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. К ТЕОРИИ ЦЕННОСТНО-АФФЕКТИВНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП / А.Н. Лебедев // Ученые записки Института психологии РАН. – 2022. – Т. 2. – № 1. – С. 2-19