АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций российских предпринимателей как факторов их экономического самоопределения. Объект исследования - предприниматели различных сфер малого и среднего бизнеса, проживающие и ведущие свой бизнес в Москве и в других регионах Центральной России (Владимир, Кострома и Ярославль) - всего 120 чел. (то есть по 60 респондентов в каждой выборке). Для диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы личности предпринимателей были использованы следующие методики: «Опросник ценностей Ш. Шварца» в адаптации В. Н. Карандашева и тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. В качестве содержательных характеристик экономического самоопределения были выявлены и проанализированы уровень деловой активности и его динамика (по самооценке респондента) и психологическое отношение к предпринимательской деятельности: оценки благоприятности экономических условий и собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса, оценки успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенности ее результатами. Результаты регрессионного анализа показали, что оценки уровня деловой активности респондентов и динамики ее изменения статистически детерминированы выраженностью смысложизненной ориентации «Процесс жизни» и ценностной ориентации «Стимуляция». Оценка собственных возможностей в достижении успеха предпринимательской деятельности статистически детерминирована выраженностью смысложизненной ориентации - «Локус Я» и высокой значимостью ценности «Гедонизм». Оценка успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами зависит от такой смысложизненной ориентации, как «Локус жизни», и ценности «Стимуляция». Таким образом, чем более предприниматель удовлетворен своей жизнью в настоящем, чем в большей степени он воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, чем выше убежденность предпринимателя в его способности контролировать свою жизнь, свободе в принятии решений и их осуществлении вместе со стремлением к новизне и переживаниям, тем более высоко он оценивает уровень своей деловой активности и динамику его изменения, успешность своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами. Результаты исследования подтверждают правомерность рассмотрения смысложизненных и ценностных ориентаций личности в качестве факторов экономического самоопределения предпринимателей.
ЦИТАТА
Позняков, В.П. Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей / В.П. Позняков, С.Е. Поддубный, П.В. Позняков // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 5 (122). – С. 159-165