Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей

Позняков Владимир Петрович, Поддубный Сергей Евтихиевич, Позняков Павел Владимирович
Ярославский педагогический вестник ВАК IF 0,550
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций российских предпринимателей как факторов их экономического самоопределения. Объект исследования - предприниматели различных сфер малого и среднего бизнеса, проживающие и ведущие свой бизнес в Москве и в других регионах Центральной России (Владимир, Кострома и Ярославль) - всего 120 чел. (то есть по 60 респондентов в каждой выборке). Для диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы личности предпринимателей были использованы следующие методики: «Опросник ценностей Ш. Шварца» в адаптации В. Н. Карандашева и тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. В качестве содержательных характеристик экономического самоопределения были выявлены и проанализированы уровень деловой активности и его динамика (по самооценке респондента) и психологическое отношение к предпринимательской деятельности: оценки благоприятности экономических условий и собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса, оценки успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенности ее результатами. Результаты регрессионного анализа показали, что оценки уровня деловой активности респондентов и динамики ее изменения статистически детерминированы выраженностью смысложизненной ориентации «Процесс жизни» и ценностной ориентации «Стимуляция». Оценка собственных возможностей в достижении успеха предпринимательской деятельности статистически детерминирована выраженностью смысложизненной ориентации - «Локус Я» и высокой значимостью ценности «Гедонизм». Оценка успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами зависит от такой смысложизненной ориентации, как «Локус жизни», и ценности «Стимуляция». Таким образом, чем более предприниматель удовлетворен своей жизнью в настоящем, чем в большей степени он воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, чем выше убежденность предпринимателя в его способности контролировать свою жизнь, свободе в принятии решений и их осуществлении вместе со стремлением к новизне и переживаниям, тем более высоко он оценивает уровень своей деловой активности и динамику его изменения, успешность своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами. Результаты исследования подтверждают правомерность рассмотрения смысложизненных и ценностных ориентаций личности в качестве факторов экономического самоопределения предпринимателей.
ЦИТАТА
Позняков, В.П. Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей / В.П. Позняков, С.Е. Поддубный, П.В. Позняков // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 5 (122). – С. 159-165
АВТОРЫ

Позняков Владимир Петрович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

435
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ SOCIAL PSYCHOLOGY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2019 год

2021 год

2014 год

2009 год