ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЯМ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЯМ

Бессонова Ю.В., Обознов А.А., Занковский А.Н., Акимова А.Ю.
Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда ВАК IF 0,925
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Статья содержит аналитический обзор отечественных и зарубежных исследований взаимодействия водителей с автоматизированными системами управления автомобилем. Проанализированы проблемы психологического плана, возникающие при применении этих систем. Вводится понятие психологических уязвимостей безопасного применения автоматизированных систем управления автомобилем. Психологические уязвимости рассматриваются как потенциальные свойства водителя, которые проявляются при взаимодействии с автоматизированными системами помощи водителям ТС. Выделяются два вида таких психологических уязвимостей - сверх-доверие и недоверие водителя этим системам. Сверх-доверие провоцирует ослабление контроля водителя за дорожной обстановкой, повышает уверенность в собственной безопасности и создает ложное чувство вседозволенности. Показывается, что сверх-доверие проявляется под влиянием ряда психологических факторов - недостаточной осведомленности водителей о работе автоматизированных систем управления, когнитивных установок водителей, феномена сдвига ответственности и др. Недоверие автоматизированным системам управления автомобилем проявляется под воздействием таких факторов как фрустрация потребности в безопасности, когнитивные искажения, отсутствие возможности контролировать ситуацию, потребность в конфиденциальности и др. Результаты исследований демонстрируют более высокую чувствительность водителей к рискам применения автоматизированных систем, чем их преимуществам. Во многом такая избирательность определяется не техническими характеристиками этих систем, а психологическими особенностями водителей. Делается вывод, что психологические уязвимости (сверх-доверие и недоверие) « з акладываются» уже на этапах технического задания и проектирования автоматизированных систем управления автомобилем. Поэтому перед эргономистами и инженерными психологами встает задача разработки субъектно-ориентированной идеологии проектирования автоматизированных систем управления транспортными средствами.
ЦИТАТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЯМ / Ю.В. Бессонова, А.А. Обознов, А.Н. Занковский, А.Ю. Акимова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2021. – Т. 6. – № 3. – С. 38-77
АВТОРЫ

Бессонова Юлия Владимировна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

131
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Занковский Анатолий Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

152
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ CORPORATE CULTURE

Обознов Александр Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

290
ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год