АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования психологических уязвимостей пользователей при взаимодействии с интерфейсом сервисов видеоконференций. В качестве пользователей выступали преподаватели, ведущие онлайн-курсы по психотерапии. Применение методов юзабилити и психологического тестирования позволило выявить типичные ошибки и психологические уязвимости пользователей, проявляющиеся под влиянием активации мотивов. Целью исследования было выявление психологических уязвимостей преподавателей при дистанционной работе в сервисах видеоконференций. Гипотеза состояла в предположении, что под воздействием определенных мотивирующих инструкций актуализируются уязвимости мотивации специалиста, приводящие к изменению алгоритма взаимодействия пользователя с интерфейсом и возникновению ошибок. Метод исследования: эксперимент с воспроизведением профессиональной деятельности на платформе видеоконференций с оценкой ведущих мотивов личности. Дизайн исследования включал серию тестовых заданий (кейсов), которые выполнялись 5 раз с разной мотивирующей инструкцией: свободное нерегламентированное выполнение, актуализация мотивов достижения материального вознаграждения, избегание денежного штрафа, соревновательный мотив (внешнего оценивания), самооценки собственной эффективности. Респонденты: преподаватели-психотерапевты, различающиеся по возрасту, полу, стажу и имеющие опыт работы в Zoom (на первом этапе - 30 чел., на втором - 21 чел.). Составлен обобщенный перечень ошибок пользователей, тезаурус эмоциональных переживаний, испытываемых пользователями, тезаурус убеждений, ожиданий и установок. Ведущие устойчивые мотивы личности не оказывают существенного влияния на характер взаимодействия пользователя с интерфейсом, тогда как активация мотивов под влиянием инструкции кардинально изменяет внимание пользователя к ключевым элементам интерфейса. Установлены существенные отличия эффективности и стратегий взаимодействия пользователей с интерфейсом. При актуализации разных мотивов менялось количество и тип совершаемых ошибочных действий: стремление к поощрению и соревнование проявлялись в высоком количестве пропусков требуемых инструкцией параметров задания (настроек) и опечаток, мотив избегания - в совершении излишних действий, самооценивание с точки зрения показателей эффективности наиболее продуктивно - мобилизует респондентов, но не приводит к конкуренции целей и дефициту внимания. Любая инструкция приводит к минимизации дополнительной активности, сосредоточении пользователя на выполнении основного задания. Кроме того, показано возникновение ряда феноменов, в частности, самоинструктажа, что отражается в пропуске сигналов или росте количества фиксаций на элементы интерфейса, предназначенные для последующего действия. Полученные данные позволяют раскрыть причины возникновения ошибочных действий: влияние внешнего фактора (определенной мотивирующей инструкции) на количество и тип ошибочных действий, сокращение объема дополнительной свободной активности при введении в эксперимент любой из инструкций, возникновение дополнительных временных затрат на проверку информации при актуализации мотивов избегания, связанных с возможными потерями (материальных штрафов, статуса) и пр.
ЦИТАТА
Бессонова, Ю.В. МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ / Ю.В. Бессонова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2022. – Т. 7. – № 4. – С. 195-226