Изменения в системе образования в начале XXI в. как фактор динамики IQ населения в России | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Изменения в системе образования в начале XXI в. как фактор динамики IQ населения в России

Сугоняев Константин Владимирович, Григорьев Андрей Александрович
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Представлены и проанализированы данные о динамике IQ населения России 1974-1998 гг. рождения. Проведен анализ общероссийской динамики IQ в зависимости от года рождения у лиц со средним профессиональным, средним общим и высшим образованием, анализ динамики IQ лиц с разным уровнем образования в федеральных округах и анализ динамики IQ лиц с разным уровнем образования, проживающих в населенных пунктах с разной численностью населения. Результаты показали, что не только уровни, но и траектории изменения IQ у лиц с разным образовательным уровнем различаются. До 1988 г. рождения скорость и направление изменения оценок были примерно одинаковыми, но затем стали расходиться: у лиц со средним общим образованием наблюдался максимальный рост IQ, у лиц с высшим образованием IQ рос с меньшей скоростью, а у лиц со средним профессиональным образованием рост IQ после 1988 г. рождения почти прекратился. Анализ по федеральным округам показал, что это соотношение имело место, в общем и целом, на всей территории России, хотя некоторой спецификой характеризовались Северо-Кавказский федеральный округ и крымские субъекты Федерации. Анализ по населенным пунктам с разной численностью населения показал, что траектории динамики IQ лиц с разным уровнем образования наиболее сходны в мегаполисах, а наиболее своеобразны - в городах с населением от 50 до 100 тыс. человек. Вероятным объяснением обнаруженных различий являются рост вербально-математических компетенций и совершенствование навыков поведения в ситуации тестирования у лиц со средним общим и высшим образованием, обусловленные введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ), подготовка к которому является более актуальной для учащихся старших классов, чем для получающих среднее профессиональное образование, поскольку его успешная сдача обеспечивает возможность поступления в вуз.
ЦИТАТА
Сугоняев, К.В. Изменения в системе образования в начале XXI в. как фактор динамики IQ населения в России / К.В. Сугоняев, А.А. Григорьев // Вопросы психологии. – 2020. – № 6. – С. 32-46
АВТОРЫ

Григорьев Андрей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

72
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE НАЦИОНАЛЬНЫЙ IQ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2019 год

2017 год

2019 год

2020 год