Компетенции: методы исследования, результаты, сущностные свойства психологических объектов: взаимосвязи и взаимоограничения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Компетенции: методы исследования, результаты, сущностные свойства психологических объектов: взаимосвязи и взаимоограничения

Толочек Владимир Алексеевич, Машкова Анна Сергеевна
Организационная психология ВАК SCOPUS WOS IF 1,113 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - краткое сообщение
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
Цель. Статья посвящена анализу методологических, методических и организационных аспектов проведения научно-исследовательских работ (НИР) в современной организации на примере изучения выбора компетенций экспертами (менеджерами - руководителями низового и среднего звена управления). Метод. Использованы: анализ научной литературы, эмпирические исследования, методологическая рефлексия опыта работы, полученных результатов, возможностей повышения их эвристического потенциала. База исследований - крупные коммерческие компании г. Екатеринбурга. Выборка (N = 103). Результаты. «Эталонные» перечни компетенций, представленные в зарубежных источниках, не являются завершёнными, полными, универсальными. Оптимизированные перечни компетенций (эмпирически выделенных на представительных группах российских менеджеров) более адекватны. В оптимизированном перечне из 29 компетенций различаются три группы качеств (выделяемых не менее 66%, 50%, 40-20% экспертов и выделяемых лишь в единичных случаях). Три группы компетенций различаются по частоте их выделения экспертами, по тесноте взаимосвязей и образуют три уровня (или структуру и подструктуры) в общей организации компетенций. Центральный уровень (или структуру) можно различать как «ядро», два других - как «оболочки». Имеет место выраженные предпочтения в оценках компетенций представителями разных групп экспертов. Выводы. Рабочие гипотезы подтвердились. 1. Методы исследования, выявляемые научные факты, описываемые свойства психологических объектов находятся в отношениях взаимной обусловленности. Взаимная обусловленность компонентов НИР определяет не только возможности научного поиска, но и неизбежные ограничения, например, в адекватности описания явлений, выделения их свойств, отношений, перспективы эволюции и другие. 2. Внимание к артефактам позволяет выделять возможные варианты дальнейших вариантов анализа эмпирических данных. 3. Расширяя варианты анализа массивов эмпирических данных, можно повышать их эвристическую ценность. Практическая ценность. Проведение полевых исследований сопряжено с промахами и системными ошибками. Некоторые из них можно корректировать посредством моделирования (использования разных вариантов анализа баз эмпирических данных). Приводятся примеры приёмов повышения потенциала собранных данных: 1) фиксация имён обследуемых, их «координат»; 2) установление конструктивных профессиональных контактов со всеми участниками процесса сбора эмпирического материала; 3) доведение результатов исследования всем участникам процесса сбора материала (в адекватной форме) и запрос «обратной связи».
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Компетенции: методы исследования, результаты, сущностные свойства психологических объектов: взаимосвязи и взаимоограничения / В.А. Толочек, А.С. Машкова // Организационная психология. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 252-270
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2020 год

2020 год

2021 год