Компетенции менеджеров: факторы "необходимости и достаточности" в описании и объяснении феномена | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Компетенции менеджеров: факторы "необходимости и достаточности" в описании и объяснении феномена

Толочек Владимир Алексеевич, Машкова Анна Сергеевна
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития ВАК IF 0,785
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
Обсуждаются результаты цикла исследований компетенций и особенностей их оценки менеджерами (69 чел.), различающимися по полу, возрасту, стажу, управленческому опыту, должности, работающими в разных компаниях. Гипотезы: 1) в составе оцениваемых как востребованные различаются более и менее актуальные компетенции; 2) компетенции, оцениваемые как востребованные, сопряжены с эволюцией менеджеров как субъектов; 3) в структуре востребованных компетенций менеджеров выделяются группы качеств, различающиеся по их роли в деятельности субъектов. Проводился дифференцированный поуровневый анализ оценок разных групп экспертов (анализ 29 отобранных компетенций, 19 выделенных не менее чем 40% экспертов; 8 выделенных не менее чем 66% экспертов; анализ расширенного списка - 39 компетенций). Эксперты различались по полу, возрасту, стажу управленческой работы, должности, успешности карьеры, управленческому потенциалу, подразделениям в рамках компании и типу деятельности («результат-менеджеры», «процесс-менеджеры»). Выводы: оценки компетенций менеджеров как актуальных (важных, значимых и / или предпочитаемых) различаются в зависимости от индивидуальных особенностей экспертов (пола, возраста, опыта, должности, успешности карьеры, управленческого потенциала); оптимальными для решения как научных, так и прикладных задач можно считать перечни компетенций в интервале 15-20 качеств. При этом базовый список из 29 компетенций можно условно считать «достаточным и избыточным», перечень до 19-20 компетенций - «достаточным и необходимым», список из 8-10 «ядерных» компетенций можно считать «необходимым базовым». Оценки менеджерами компетенций как актуальных различаются в зависимости от профессиональных задач и форм вознаграждения за труд. Унификация типовых форм вознаграждения у «процесс-менеджеров» сопряжена с унификацией их представлений об актуальных компетенциях; дифференцирование форм вознаграждения у «результат-менеджеров» сопряжено с усилением вариативности их представлений об актуальных компетенциях менеджеров.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Компетенции менеджеров: факторы "необходимости и достаточности" в описании и объяснении феномена / В.А. Толочек, А.С. Машкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 249-262
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2021 год

2020 год

2021 год