ФЕНОМЕН "КОМПЕТЕНЦИИ": ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ (ФАКТОРЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ФЕНОМЕН "КОМПЕТЕНЦИИ": ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ (ФАКТОРЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ)

Толочек Владимир Алексеевич, Машкова Анна Сергеевна
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология ВАК IF 1,116 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Изучение применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов управленческой сферы остается актуальным вопросом для многих исследователей психологов, педагогов и преподавателей. Рассмотрение этой проблемы в первом приближении мы начали в материале, опубликованном в предыдущем номере журнала (Толочек, 2020). Основной вопрос - выявление ограничений компетентностного подхода как факторов его развития и условий, при которых его реализация будет более конструктивной и эффективной. Констатируется, что в русле компетентностного подхода сохраняется нерешенность вопросов о количестве и содержании качеств субъектов, влияющих на эффективность их деятельности; о компетенциях субъектов, исполняющих разные трудовые функции, работающих в разных организациях; о месте компетенций в структуре профессионализма, об их роли в успешности карьеры. методы: использовались опрос экспертов, дифференцированный и поуровневый анализ матриц частот оценок (выборов) компетенций экспертами. результаты: В цикле исследований компетенций и особенностей их оценки менеджерами (69 ч.), различающимися по полу, возрасту, стажу, управленческому опыту, должности, работающих в разных компаниях показано, что из 29 компетенций 19 выделены не менее чем 40% экспертов; 8- выделены не менее 66% экспертов. Оцениваемые как востребованные компетенции сопряжены с индивидуальными особенностями, с эволюцией менеджеров как субъектов и особенностями их деятельности. выводы: 1. Экспертами (сотрудниками российских компаний) из состава исходного перечня компетенций, описанных зарубежными специалистами, выделяют как актуальные для менеджеров лишь часть компетенций. Среди компетенций выделяется «ядро» базовых, ключевых качеств, и несколько «поясов» («оболочек», «уровней») - менее значимых (универсальных) компетенций, сопряженных с эффективной деятельностью менеджера в разных сферах. 2. Оценки актуальных (важных, значимых и/или предпочитаемых) для менеджеров компетенций различаются в зависимости от индивидуальных особенностей экспертов (пола, возраста, опыта, должности, успешности карьеры, управленческого потенциала) и длины списка оцениваемых качеств. 3. Оптимальным для решения как научных, так и прикладных задач можно считать перечни компетенций в интервале 15-20 качеств. Базовый список из 29 компетенций можно считать «достаточным и избыточным»; перечень до 19-20 компетенций - «достаточным и необходимым»; список из 8-10 «ядерных» компетенций - «необходимым базовым».
ЦИТАТА
Толочек, В.А. ФЕНОМЕН "КОМПЕТЕНЦИИ": ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ (ФАКТОРЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ) / В.А. Толочек, А.С. Машкова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2021. – № 1. – С. 57-78
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2020 год

2020 год

2021 год