В статье представлены результаты исследований центрального компонента социального познания - модели психического в пожилом и старческом возрасте. Показано, что в пожилом (55-74 года) и старческом (75-90 лет) возрасте при нормальном старении происходят качественные изменения в аффективном (понимание, дифференциация эмоций) и когнитивном (понимание иронии и обмана) компонентах модели психического. Описано, что в позднем возрасте могут наблюдаться разные формы дефицита психического. К позднему возрасту снижается способность распознавать эмоции по лицам людей. Труднее распознаются негативные эмоции (печаль, страх, злость), нежели нейтральные и положительные (радость). Показано, что в пожилом и старческом возрасте наблюдаются особенности в прагматической интерпретации событий, понимании обмана и иронии.
ЦИТАТА
Мелёхин, А.И. Специфика социального познания в пожилом и старческом возрасте / А.И. Мелёхин, Е.А. Сергиенко // Социальная психология и общество. – 2015. – Т. 6. – № 4. – С. 60-77
Исследование посвящено особенностям эмоционального (распознавание, дифференциация эмоций по лицу, память на лица) и когнитивного (понимание обмана) компонентов модели психического с пожилого (55 - 60,...
Цель: изучение когнитивно-эмоциональной (модель психического) и временной (восприятие времени) компетентности как ментальных ресурсов благополучного старения. Показаны изменения в этих ментальных ресу...
Распознавание ментальных состояний по их внешним проявлениям в поведении рассматривается как ключевой аспект социального познания. Однако социальное познание включает в себя более широкий набор способ...
Изучалась роль модели психического в развитии социально-эмоциональной компетентности (по оценкам учителей и родителей) у детей младшего школьного возраста, а именно 7-9 лет, что и было целью исследова...