АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования психологии сетевых сообществ обусловлена все более широким переходом социальной жизни в интернет-пространство. Однако большинство работ, существующих на данный момент, посвящено динамике относительно простых феноменов: эмоциональному заражению и распространению мемов, информационным каскадам в связи с теми или иными событиями, групповой поляризации, распространению слухов и ложной информации. Изучение сложных явлений, таких как коллективная память и социальные представления, относительно редки. Данная статья посвящена изучению субъектности сетевого сообщества как самодетерминированной активности социальной группы, многообразно проявляющейся в различных формах совместной активности. Одной из проблем конкретного психологического исследования является многозначность конструкта «субъектность», индуцированная неопределенностью размера сообщества, что не позволяет использовать характеристики субъектности реальных сообществ, непосредственно связанных с их размером. Другой проблемой является идентификация участников сетевого сообщества, обусловленная их представленностью аккаунтами в сети и связанным с ними контентом. Одним из подходов, частично снимающим указанные проблемы, является анализ коммуникации сетевого сообщества без конкретизации конкретных участников. При этом наиболее релевантной представляется дискурсивная парадигма исследования, а объектом становится пользовательский контент. Оценка субъектности сетевого сообщества в этом случае базируется на проявлении дискурсивных признаков в этом контенте. Параллельно осуществляется его анализ путем последовательного интеллектуального морфологического, синтаксического и семантического анализов с последующим определением частоты встречаемости психолингвистических маркеров в рамках реляционно-ситуационного анализа (РСА), базирующегося на синтаксемном анализе текста и на концепции неоднородных семантических сетей. В статье показано, что сопоставление параметров субъектности и показателей РСА выявило значительное количество (больше 250) соответствий, часть из которых была теоретически предсказана, а часть - объяснима в рамках семантического анализа и сопоставления с психологическими компонентами субъектности сетевых сообществ.
ЦИТАТА
ОЦЕНКА СУБЪЕКТНОСТИ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ: СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНЫХ МАРКЕРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РСА / А.Н. Воронин, Н.Д. Павлова, Т.А. Гребенщикова, Т.А. Кубрак, И.В. Смирнов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 2 (18). – С. 330-364