Обосновывается многомерная природа традиционных показателей интеллекта и креативности. На основе анализа гетерогенности полученных эмпирических данных констатируется психологическая неоднозначность этих показателей. Рассматривается “эффект расщепления” психологических проявлений психометрического интеллекта и психометрической креативности: показатели интеллекта и креативности, независимо от их величины, могут быть сопряжены как с высокой, так и низкой продуктивностью психической деятельности. Соответственно и высокие, и низкие показатели интеллекта и креативности “расщепляются” на два субполюса (области) в зависимости от лежащей в их основе продуктивной либо непродуктивной составляющей. Сделан вывод о том, что “расщепление” высоких и низких показателей IQ и креативности - это показатель уровня сформированности понятийных, метакогнитивных и интенциональных способностей. Обсуждаются методические и теоретические следствия многомерной природы интеллекта и креативности.
ЦИТАТА
Холодная, М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия / М.А. Холодная // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 3. – С. 18-31
В статье представлены результаты исследования проявления высших творческих способностей, связанных с созданием реальных творческих продуктов в свободной ситуации психодиагностики у детей 8-9 лет, в со...
В статье приводятся результаты эмпирического исследования соотношения показателей интеллектуальных способностей (понятийных способностей и психометрического интеллекта) с успешностью школьной деятельн...
Обсуждаются результаты четырех серий исследований, посвященных изучению связей интеллектуальных способностей (когнитивных, метакогнитивных, академических, понятийных) с выбором стратегий совладания (о...
В статье рассматривается корреляционная модель успешности школьной деятельности. Актуальность выбранной темы, как утверждает автор, непосредственно связана с изменением типа интеллекта подростков. Нео...